Балашов, Д. М. «Русский узел» Дмитрия Балашова / [авт. диалога: Ольга Балашова, Дмитрий Балашов ; авт. идеи, сост. Николай Почтовалов]. – Петрозаводск : Verso, 2017. – 191 с. : портр.

МАЛЬЧИШКА СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ То, что Дмитрий Михайлович Балашов писал стихи - не только не удивительно, но даже закономерно. Всякий художественный текст, прозаический или поэтический, создаётся по практически одинаковым законам. И там и там нужны образность. И там и там нужна упругость мысли и принцип «рифменного доказательства» (термин Владимира Бурича), когда из выбираемых пишущим слов вдруг вырастает совсем иное качество неразделимости слов. Когда кажется, что стоящие в ряд слова только и могли стоять именно таким образом, а никак иначе. Другое дело, что как художник может быть более силён в чём- то одном, в портрете или пейзаже, так и пишущий сознательно выстраивает любимый им жанр, самоограничивая себя. Условно обозначая «Я - поэт» или «Я - прозаик», словно художник, величая себя портретистом, графиком, маринистом или на худой конец просто ландшафтным дизайнером. Поэтому пишущий хорошую прозу закономерно, что называется, по умолчанию, умеет писать хорошие стихи. И наоборот. Будет ли проза и стихи этого автора равнозначными - другой вопрос. Но некий уровень условного профессионализма такой условный автор преодолеет всегда. Неслучайно будущий прозаик Василий Белов начинал поэтом, даже Литиниститут со стихами окончил. Вообще, универсальных авторов, умеющих проявить себя в самом разном творческом качестве, крайне много, если не сказать большинство. Даже Довлатов при внешнем цинизме своём стихи писал. Так называемых принципиальных прозаиков в русской литературе можно пересчитать на пальцах одной руки. Причём, как правило, в первых рядах на слуху окажется Чернышевский, великий общественный деятель, но писатель всё-таки третьего (в лучшем случае) ряда. Хорошо этот водораздел обозначил хороший поэт, выросший в хорошего прозаика, Юрий Поляков: «Я всегда могу отличить прозаика, который писал стихи, от того, который не писал, - по качеству слова, по образности, по пониманию ритмических особенностей. У вторых проза - это просто информация, каждое слово значит лишь то, что значит. А если ты писал стихи - пусть даже недолго, всегда есть второй, третий п л а н .» . То есть реально, чем сильнее прозаик, тем сильнее и его стихи. И чем сильнее поэт, тем интереснее и многограннее будет его проза. Взаимосвязь прямее некуда! Созданный играючи, за две недели, густой и сочный от смыслов и - 167 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz