Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

— А еще свадьбу заговаривают. Вот едут-едут, олени з пряжены, и все олени распрягутся и разбегутся в разные сто­ роны. Первый-то раз думала: пьяны, плохо запрягли. Второй раз и третий сама запрягала... А молодые передом совсем не могут ехать... А вот рассказ А. С. Кожиной из дереипп Оленины: «Сват-от и говорит жениху: «Хочешь, я сейчас людей полпу лодку назову?» Свистнул — всю лодку обсели люди с блестя­ щими пуговицами. Опеть свистнул — никого. А то и деревне свистнул — взелись люди откуда-то, пляшут, ноют. Опеть свист­ нул— никого. А то испортили на свадьбе: семь лет жили муж с женой, и детей не было. Ижемцы приехали, лопни (лопарь-колдун) ска­ зал, што «у меня не проси, и у людей не проси, у него все сож- гано в печке. Я ему не верну, он так и умрет». У меня мужа испортили, а потом выправили. Тетка полтора года жила, а девушкой за другого вышла. Меня тоже подпортили на свадьбе. За первый год па сем­ надцать килограмм похудела, сон пропал и аппетит». По словам А. И. Катариной: «Вот прежде-то что лихи люди творили: сидели на вечорке, и вся свадьба закукарекала: «ку- куре-ку-ку». Що лихи-то люди, колдуньи раньше творили. За ­ хожу в подклеть, а там белый стоит... А было еще — повенчается, шесть месяцев проживет да де­ вушкой и уйдет... Вот это-то портеж и есть». Чтобы оберечься от колдовства, как рассказывали жители Умбы, давали «отпуск». «Отпуск» — своего рода заклинание еще до свадьбы. А кто же давал этот отпуск? «Да добры люди, кто знал, кто умел. Bor дураки-то, всей этой глупости верили... От­ пуск давали или мужчина, или женщина. Молодые стоят перед иконами, тут нм и «отпуск» дают, чтобы ие испортили, не сгла­ зили. Как Колдовство это». В Варзуге не слыхали про «отпуск», зато там, перед тем как пойти к венцу, натыкали иголки в подол. «В подол сзади, в са­ мую заднюю полосу натыкают иголок, чтобы не испортили», - рассказывала нам Александра Капитоновна. А ее дочь, Лия прибавила: «Я выходила, мне еще натыкали иголок». Втыкают их с исподу три, а иногда полдесятка. Иголки, по поверью, должны оберечь от колдовства. Венчание. Песней «Золото с золотом свивалось» кончалось •«пониманье». Затем свадебная процессия отправлялась в цер­ ковь (а теперь прямо и дом жениха). Невеста, по-прежнему закрытая, идет с женихом, при этом жениха поддерживает (ведет) его крестный, а невесту — се крестная, и идут все четверо в ряд. За ними прочие гости. Впе­ реди процессии — дружка с фонарем. Родители жениха, так же как и родители невесты, в церковь не ходят. (По словам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz