Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

моя коса..:» Бее посторонние тоже ревут, плачут слезами, не голосом». Не обходилось и без курьезом, если невеста оказывалась не­ достаточно искусной. В Варзуге вспоминают, как одна из невест, Ценила, плача, приговаривала: «Счастливы будем, в один день именинники!» — «Не знает, что говорить-то, да руками хлопнет по столу, и эти слова: «Счастливы будем, в одни день име­ нинники!» В Кашкаранцах, по словам II. И. Дворниковой, косу распле­ тала мать и плакальщица причитывала: «Вот идет твоя матушка родиа, уберет она у тебя теперь всю твою девичью красу-басу, расплетет она у тебя косу русу, да выплетет твою л е т у , твою алую. Не пожалела она твоей молодости да твоего девьего житья. Огдавают молодым-то молодехоньку, без ума-то, без разума». А если отдают насилу, то еще: «Отдават-то тебя не за мила дружка». Ленту из косы невеста обычно разрывала на куски: «Марфа-то 'ленту сгребла, да вокруг кулаков завила, да всю разорвала ленту. А которы не рвут. Прежде лепту купить дорого казалось. Гарусну вплетут в будни-то, а уж на праздник Щел­ кову ленту». Волосы у невесты остаются расплетенными. Их только свя­ зывали лептой, чтобы не рассыпались но плечам. Отец затем уводит ее из-за стола. По словам П. И. Дворниковой: «Потом отец ведет пз-за стола. Причитывают. Нова сама невеста, у новой плачея: «Идет твой родитель-батюшка, гостен-то он пригласил, да всех родных да близких, будет она за всеми ухаживать, а тебя он теперь из-за стола из-за Своего родительского будет выводить. Уж наверно ты мало ходнла-работала да, наверно, ты у отца, у родителя много хлеба-соли изъела! Уж не столько ты у его много изъела-испила да выносила цветного да хорошего! Поскучался он тобой да погордился»... Ои за руку берет, а она я большой угол утягае+це. Потом выведет». „Зд р а в с т в о в а н и е ". «Выведут невесту и гостей зараесажп- вают». После «даров» чужие уходят, кто ие был зван. «Званые садятся за столы. От невестиной иконы, места не­ весты, к большому углу садятся большая родня: сестры, тетки, деенки, дальше к порогу— двоюродные, а наиротнп — дядепья Да зятевья. К порогу меньше, по степени родства». «Бывало, лл- плакальщица приилакивает, а невеста ревет у стола, всякому приговаривает уже после даров: «Кушай, дядюшка такой-то»,— он станет, поклонится: «Спасибо, племянница!» Сама невеста за столом не сидела 1н чаще всего просто т- сутствовала. Уже когда поедят, невесту выводят снова и ставят под икону, минут на пять. 13 это время приходят «здравствовать".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz