Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

Отрывок ирпилакпванья па «дарах» вспомнила Фслора Ни­ колаевна Коворпппа: («Все прошло да мпновалося, назади да ос- тавалося, житье девье да беснецельное, ясным соколом да по поднебесью, черным вороном да по темным лесам...» Импровизации плакальщиц вспоминают до сих пор: «При илакнвали, когда дары невесте приносили. Когда крестная под­ ходит с дарами: «И не буря идет к тебе-то со честным-то да­ ром»... Со своего ума, только мотив этот». «Заплакалыцпцы были на свадьбы, дак толь не интересно,1 когда заплачут, так все наревутся!» По словам П. II. Дворниковой, когда подходит крестная, плачея прпплакпвает: |«Не туча-то тучнтся, не туман-то тума­ нится, восприемница-то кресгна матушка со даром-то, с ириио сом иодвигастце». Брату пли сестре приговаривает: «Пришел к тебе с даром родимой братёлко. Жили вы дружно одном семьей, да не ругались, не бранились. А теперь вы расстава- птесь, как с водой разливаетесь. И теперь-то вы с братёлком гостпте-угошайтесь, да друг друга поцитайте». Родне поменьше: «Спасибо, что не погордились меня проводить на свадьбу»... «Вся родня так пропускается, — рассказывала Евдокия Дмитриевна Копева, — родня не садится. Разговаривают шп в соседней комнате... А подарки: брат — на сарафан, шаль или платок под венец. Зятевья и дядевья — все на сарафаны. Новой наносят около двадцати сарафанов. Л тетки, крестная, сестры — на рубаху, нагрудник, стаи, чулки, повойник. Которая — чулкн шерстяные да рубаху, которая — повойник да рубаху. Чулков да рукавиц наносят, шерстяные, с узорами. А двоюродные братья i сестры — на кофточку, кто на фартук, чужи знакомы — па фар­ тук, платок. Кто приглашен, все с подарками». Дядевья невесты, кроме подарков, раньше Приносили похле бу: «Такие большие караваи, круглые, и туда положат, па по лицу кладут,— рассказывала одна из варзужанок,— Муж мой не хотел хлеба-то нести. Я сказала — он не понес, а крестный (муж- то крестник ему) сказал: «Ты что,? Без хлеба исходят»! Тому и пришлось хлеб взять. А уж теперь и не нашивали хлебов». А женихова родия в это время идет к жениху и несут ему денег кто сколько может; это у Жениха дома. После «даров» тут же, за столом, невесте расплетают косу. Сестра расплетает.2 Если ист сестры, — подружка задушевная или шаферпца. «Невеста не дават. Такие хитры — узлами завя­ жут косу. Одна раснлетала-расплетала, да ничего не смогла сделать, заплакала, ушла, потом уж вернулась, дак расплела». Во время расплетания косы невеста причитает. «Приилакиваль- шипа прпплакпвает, и невеста ревет тоже: «Уж надоела я тебе, 1 «Толь ио интересно» (местное) — очень интересно. 2 13 Впрзугс мать не расплетает косы. SG

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz