Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

Что у князя было, князи,- Что у спета дорогого. Что у света дорогого Кудри золотым. Кудри золотым, Золотыя, упитыя. Золотым, упитыя. За тс его кудри, За тс его русы Нго теша любила, Настасьей дарила, Настасьей дарила. Да Пилмопиой пожало»,тля Да Ивановной иожалоппла. Mine те ему подароцки, IIт е тс ему хорошим, В лгоби ирнходилися, В люби ирнходилися. Ои с лапки пстапабт, Пухову шляпу снимает Поклон поздаплст, Поклон поздапает: — Тс спасибо, судпрь-теща, Тс спасибо, сударь-теща. Богом дана мене матушка, Богом дана мене матушка. П од го то вка к свадебному пиру, баня. Накануне сва­ дебного дня и ночыо стрянают, пекут шаньги, пироги, «куле- баку» с рыбой, так, чтобы рыба, запекавшаяся целиком, была видна. Семгу запекали в белые пироги, другую рыбу — в серые, простые. Закрывали из рыб только особенно жирных: палима палтуса, зубатку, чтобы не растекся жир.1 Кроме того, готовили кисель, кашу (особенно ценилась здесь рисовая с изюмом), молоко, морошку, разведенный мед, патоку, запасали вина Встарь брагу здесь не варили, а красных вип не знали той<е. Вино здесь, и Варзуге, было только белое — водка (в Стрельпе мне говорили, что привозили и белое и красное в бочонках на всю зиму), п на свадьбе поначалу ограничивались только теми рюмками, которыми с троекратными поклонами обносила всех гостей невеста в сопровождении вывожальщиц. Стряпать помогали девушки, «стряпеи». Накануне свадебного дня они ночевали в доме невесты, что тоже входило в обряд. Федора Николаевна Коворнина как-то вспомнила одну из сва­ деб послевоенного времени (не то 1946, не то 1947 года): «Муки-то давали мало. Растворила на донышке. Всего-то и вышла одна кулебака, сама справилась, девушки пришли помо­ гать— так просто переночевали, нечего и делать было им». Но обычно работы на свадьбе хватает: стряпать, подавать, убирать, собирать гостей. При этом женская нагрузка была осо­ бенно трудной, поэтому если шаферов (дружек) было но двое у жениха и у невесты, то шафериц по три: «на них вся обрядня лежит». Число их могло меняться: «Стряпеи две — три, а то и по четыре. А с гостинцами по четыре и по пять пойдут в сва­ дебный день». Раньше, когда свадьба была самым ярким деревенским зре­ лищем, в добровольных помощниках не было недостатка. Теперь шафериц приходится искать — не все соглашаются. «Бывало — 1 Рыба, сстсстпспно, занимала и занимает перпое место и местной кухие. |Чмго тут парят п русской печи, п небольшом количестве бульона, потом выкладывают на тарелку. Мясо — баранину, говядину и оленину, а также дичь: мошнпкоп (глухарей) и куроптей (белых куропаток) — едят зимой, когда забивают скот и начинается охота. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz