Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

посвященную разлуке с родным домом: «Па солнечном исходе, на угреве». «А уж в шесть да в четыре часа походят девкп до­ мой: «Давайте петь невесты песню!» Тут уж «Па солнечном всходе, на угреве», под эту-то песню невеста ревет уж всегда».1 Невеста бросает шнтье и ревет: «Так вот падет, руками-то всплескивает и падет, и снова, и снова ревет. Девки некоторые стоят и тоже ревут. Ей накинут платок на повязку и повяжут, как от комаров (под подбородком). Выходят все па крыльцо, плачут, захватятся все. Невеста на крыльцо выйдет и кланяется, и ревет, и тоже руками всплескивает. Ее уводят мать пли сестра с крыльца». В продолжение нескольких дней невеста ходит по родне и по целому дню проводит у родных. Кто приглашает, ведет невесту за руку. Даже соседки приглашают иногда чаю попить. В гостях она и обедает и чай пьет. Ходит невеста в повязке. Иногда эго длится до недели. По вечерам жених (пе каждый день) приходит с гостинцами. Перед свадебным днем ом приносит гостинцы (сласти) обяза­ тельно.2 «Пряники печатные были, —-рассказывала Евдокия Дмитриевна,— «закусочки», мелкие и круглые пряники белые. И сухари московские, сладкие. Иногда белы пироги, хороши та­ кие. И разные конфеты. Были с картами на бумажках, ну разны-венкн! На некоторых стишки были: «Ветер, ветер, ты мо­ гуч.. .», «Ярославская дорога, вези пашу карамель, ее требуется много и доставка дешевей...» Если жених был нз другой деревни, он, естественно, не ходил с подарками. Тут-то и были возможны случаи, когда невеста до свадебного дня не видала жениха в лицо. По обычно все-таки н нз другой деревни жених приезжал до свадьбы. Первый раз с кольцом и подарком, а мотом накануне свадьбы. «II венчались в невестиной деревне,— говорит Платонида Ивановна Дворни­ кова,— если был поп, а попа не было — то с пониманья в сани и туда уезжали, к жениху». 1 Вот что писала мне нз Варзугн Елнконнда Якнмовна Мшпмшита: «Когда невеста прощается с подругами, то есть они енднт у псе с руко­ дельем, поют, всякие песни, шуточные н какие нм нрндуг на ум. но перед тем как покорить по ломам, сй поют жалобные, которые вышибают слезу. Ил них: I. Ц1а горы было, на горы»: 2. «У реки было, у речипы»; 3. чП’я горы да па вЫсокня, на красы да на великии, пиростало там деревцо да кудре­ ватое»; 4. «На солнечном всходе, на угреве». Эта поется всегда последней, ибо она слезу гонит шибко, невеста репет, и с пей ревут псе, кто слаб на слезу. А псе это можете назвать девичник, но у нас это никак нг называется, просто когда зовут депушек, дак гопорпт, что приходите к невесте посидеть». 2 По-пиднмому, этот приход жениха с гостнпиамн соответствует тому, что в Умбе называют «вечерок». Вечерок, по словам А II. Кагарнппй н А. А. Мошниковой, проходит следующим образом: «К невесте приходи! жених со своей родней. Пепеста п повязке (сделана из парчи, сзади ленты, повязывают невесте па лоб) три раза поклонится жениху, жених па тарелке подарки несет, и, сколько есть родии, псе подарки несуг. Невеста подносит всем вино. «Потом назначают день свадьбы». В Варзуге. как мне говорили, такого обычая не было. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz