Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.
сестры жениха). «У кого нет — и дядю пошлют, и чужих посы лали, кто умел свататься ио-хорошсму». Были и жсищипы- свахи. Говорить полагалось околичностями, отнюдь не начиная прямо с дела. Сваты входят и говорят: «Я пришел к вам чего-нибудь, сапен попросить, что ли, там еще с фигурами». Им скажут: «Нету!» Тогда уж: «Я не за тем пришел, а по доброму делу, по сватов ству: у вас товар, у нас купец». (Вариант: «.У вас есть невеста, а у пас жених, надо бы их в кучу свести»). Когда была постановка свадьбы в Варзуге, нарочно позвали парня, который мог лучше других изобразить свата. «Оплсух-го достали?» — спросил он еще накануне. Оплеух — круглая по голове шапка, с длинными висячими ушами, ныне вышедшая нз употребления. Но по традиции сват должен был быть в оплеухе. Явившись, «сват» тотчас стал им провизировать разговор и от иносказаний перешел к расхвали ванию жениха: «Жених хороший, сами знаете! Работящий, но вый дом поставил, корова есть, олешек две пары, опцы. II сам ничего, парень хоть куда, охотник!» Оба наших «свата», хоть дело шло и не взаправду, очень береглись, чтобы не стать под матицей и не перейти дальше. «Пройдите поближе к аппа рату!»— попросил их С. П. Азбелев. «Нельзя, матица!» «Как же быть-то?» «Ну дак съемка, не взаправду!» — раздались голоса, но и тут «сваты» мялись, не желая нарушать обычаи. «Если по нраву жених, сразу и отдают. Пли не по праву - отказывают. А то на мнениях. Вечером сватают, так до утра оставляют подумать. Сватам тогда: «До утра оставлено». А ут ром отдают или откажут. «Часто откладывали п до двух, и до трех раз, скажут: «Мы помешкаем, спросим у сестер, да у бра тьев, да у крестной», а потом уж договоритце: «Приходите ут ром, руку даем!» Часто и отказывали». Рассказывали в Варзуге про одного мужика, что сорок раз сватался, сорок невест пе ребрал, и все неудачно. После уж в Кашкарапцах нашел не весту. Постояв под воронцом, сваты проходят к столу, садятся. Греют чаи и сидя разговаривают. Попьют и еще спросят. Вот рассказ А. И. Катариной: «Придут свата гьця сватовьн, двое. И вот придут мужицки, богу помолятця, седут. . . «Мы пришли ведь не в гости,— посадят их за стол,— мы пришлп-то за делом». Там жениха нацнут хвалить, расхваливать. Опы скажут об дав нем дел;н, о сватовстве; какое житье у них, какой жених. . .» Сразу отдают — так решают назавтра, что рукобитье будет. Скажут — утром пли вечером. Обычно вечером, так как утром пекут и стряпают. В Тстрино я натолкнулся в 1957 году на старинный обычаи, сохранившийся до сих пор,— в случае отказа мазать свату голову тестом. Я как раз вернулся из Чаванын п, зайди к зна комым девушкам, узнал о событии, случившемся накануне:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz