Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.
Поезд жениха состоит из тысяцкого (он же сват, обыкно венно— крестный жениха), большого боярина (брат жениха) и прочих гостей, которые зовутся боярами (сам жених — князь). Тут крестная, сватьюшки (матери жениха и невесты тоже — сватьи между собой), дядсвья, зятсвья и прочие. У жениха, как и у невесты, двое дружек, или шаферов (и то и другое название тут употребляется на равных правах) и по две, а чаще по три стряпси. Бывают малолюдные свадьбы, если у жениха мало родни, но обычно собираются за пять.—шесть столов, а то п больше. Стол вмещает девять—десять человек. Количество гостей на свадьбах в Варзуге доходит от 30—40 до 70—80 человек только приглашенных, тех, что сидят за сто лами; да сверх того являются пять—шесть женщин — «песель- нпц», составляющих хор (кроме них, поют и сами гости), п, на конец, приходят просто зрители — сколько сумеет поместиться. «Набьются, что шаферам трудно пробиться бывает». Зрелище было, безусловно, красивое. Женщины в празднич ных, ярких сарафанах, переливается блестящий старинный шелк, сверкают пышные белые рукава, отороченные кружевом н укра шенные традиционной вышивкой, исполненной черным, желтым, красным и оранжевым цветами,1 па головах у замужних повой ники с парчовыми головками. Невеста в повязке (высокой жест кой ленте) из золотой парчи, позже — в алом повойнике. Избы, вообще чистые у северян, для такого случая особенно отмыва лись и сняли белизной. Встарь домов не красили, а полы, стены и потолки были скобленые, их оттирали песком и мыли. С в а то в с т во . Как уже говорилось, свадьба предваряется сва товством, на котором невеста не присутствует. Сваты, приходя в дом, останавливаются иод воронцом (не заходя за матицу). Примета: перейти за воронец — не отдадут. Сватов приходило двое. В большинстве случаев посылали крестного и зятя (мужа 1 Женская рубаха, подразделяемая обычно на «рукава» к «етлиушку», у терчанок состояла из трех частей: «нагрудника», к которому пришивался «стаи* и «рукавов», часто олепапшихся отдельно, п этом случае рукава соединялись друг с другом лямками по спине. Рукава белые, пышные, со бранные па издержку вокруг шеи. Вышнпка по вороту называлась «борбк», по иарукавьям располагались узоры: «калитка» — ромбовидный узор, «де ревне», «лебедушка». Выше нарукавьн помешался «отшив», а по краю — кружевце. На голове носили повойник с парчовой головкой, а сверх сара фана «коротенку», или «етиечку» — род короткой курточки без рукавов из дорогой материи. Девушки с лептами в косах, мужчины — в вышитых ру бахах. Впрочем, мужской костюм ста i уходить в прошлое раньше женского, сохраняемого пожилыми еще и сейчас. Домотканых мужских кафтанов из серого сукна уже давно не осталось. Давно уже изменилась обувь, хотя вязаные из шерсти узорные носки продолжают носить до сих пор. До сн'х пор сохраняется и верхняя женская одежда — чернобархатные жакеты в та лию или шубейки такою же фасона и пуховый платок на голове. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz