Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

н на свадьбу не находит,1интересно было»), но Dee особенности обряда, так или иначе связанные с подневольным положением женщины, решительно исчезают. Очень показательно, что мы при всем старании почти не обнаружили свадебных причитании (приплакпванни), некогда столь распространенных. Ни причин, ни желания плакать у невест не осталось. Из песен свадебного цикла, по-видпмому, раньше всего исчезли «трясуницы», песни, в которых девушки ругали свата за насильственное замужество. «Теперь како руганье сватам, девки сами идут,— говорили мне,— раньше, как насильно отдавали, так пели». Об исчезновении других детален обряда будет сказано ниже. Заметим еще, что возраст невест был в прошлом значительно младше, чем теперь. «Тогды-то шестнадцати годов, да семнад­ цати, а двадцатп-то— стары, говорят. А нынче только учиться поедут». Порядок традиционного свадебного обряда па Черском бе­ регу был следующий: Сватовство. Рукобитье. После рукобитья несколько дней невеста «сидит с подру­ гами». С утра свадебного дня невесту ведут в баню; затем ей прино­ сят «дары»; затем расплетают косу; здесь же происходит благо­ словение невесты. Затем в дом невесты прпходпт жених со своим «поездом» и начинается «пониманье». После «пониманья» идут к вепцу (или едут, если из другой деревни). От венца идут в дом молодого, где происходит «смотрепье» и пир — «приводный стол» (или «большой стол», так как тут со­ бирается родня с той и другой стороны). Па второй день устраивается еще один «стол» у молодого — «чести», а затем стол в доме молодой — «горячи», (по местному произношению «горбци»), где гостей угощают горячими блинами. Па третий день угощаются шафера и шаферицы (дружки), в предыдущие дни запятые обслуживанием гостей. Весь свадебный ритуал развивался по строгому плану, в ко­ тором предусматривалась не только последовательность дей­ ствий, по также и порядок прихода и ухода гостей, кому где находиться в отдельные моменты свадьбы. Порядок этот не при­ ходилось менять, так как все избы были распланированы одина­ ково (только теперь появляются дома иной планировки), одина­ ково расположена и утварь в доме — столы, кровати, лавки, шкафы. 1. Воронец (матица).2 Балка, за которую нельзя заходит сватам, согласно примете. 1 I !ахолиг (местное) — походит, похоже. 2 В речи терчаи понятия м а т и ц а и в о р о н е ц часто смешиваются (см. словарь). 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz