Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

руки вывалилась. . . Как я вышла за Федю, жили-то вмссгс все — изба одна,— так он н не спал три ночи дома, спал у Ко- ворпиных. И на свадьбе все за своими столами1 сидеть не мог. уходил. А у пас сидел — как темная ночь. Не ппл, не курил ни­ когда прежде, а я рюмку поднесу — толь не быстро2 вы- фурнет. . . После ругался на Федю, просил меня обратно отдать. А тог говорит: «Не отдам!» Три года ходили мы с ним, дружили. Не ругались никогда, но ссорились, ничего. А так вся жизнь и пропала. А мать все. Я ее слова не переменяла. У меня па свадьбе Федора Николаевна подружкой была. Я выйду в ту-то, в заднюю избу, захначусь за нее: «Как жить-то буду!» Я реву, и она ревет: «Ты бы, как не глуная-то была, матери-то сказала!» А я по могла никакого слова матери поперек сказать. Утром еще на другой день после свадьбы надо было посмот­ реть, подошло ли тесто. Свекрова зовет меня, а он на печи лежит, пришел от Коворипных. Я Федоре говорю: «Ты пойди!» А ей тоже страшно: «Нет, ты!» Я нолезла, думаю — спит, взгля­ нула, а он там лежит, глаза открыты, и слезы градом у него. . . И втору-то ночь не ночевал дома. Потом уехал отсюда в Канда­ лакшу. Уж много после женился там, Агафьей звали. Так i а жопка так ревновала его ко мне.. . Приехали сюда — пи разу одного не отпустила. . . Я целый год, как вышла, ревела. Никакой день пс пройдет, чтобы не ревела. А потом Витька родился, так занялась с ребен­ ком н успокоилась». Сестру ее, Клавдию, мать, закаявшаяся впредь поступать по- своему уже спрашивала н засватала после того, как та дала согласие: «Пусть присылает сватов!» На Александре Капито­ новне окончился, таким образом, многовековой патриархальный обычай. Дочери се все выходили по своей воле. К одной нз них. Лни, до^го сватался один парень. «Я ему говорю,— рассказы­ вала Александра Капитоновна,— уж она от тебя бегает, ты п не ходи, не мучайся! Так он: «Долго мне мучаться, я уж весь по­ чернел!» Принес на платье Лни. Я ему отнесла, под подушку положила. День ходит, другой ходит, ничего не знал. Потом: «Чего уж не взяли?» «А не надо, раз не любит тебя уж!» Так он, бедной: «Вы уж возьмите; пускай она и не пойдет за меня, я платье сошьет. . .» Мы останавливаемся так подробно па всех этих жизненных коллизиях потому, что именно здесь кроется объяснение бы­ строго ; разрушения красочного и торжественного старинного свадебного обряда. Эстетическую ценность старой свадьбы местные жители и сейчас ставят чрезвычайно высоко (стару­ хи ворчат иногда: «Тогды свадьба как свадьба, а нынче 1 «За своими столлмм» — мл .заключительном пиру п ломе жгмнхл. 2 Толь не быстро — очень бистро {местное). 2.1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz