Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.
Жених с подарками пришел, а она его ругает оттуда: «Шухно /ты проклятое, кабы ты сдох!» Сидит на печке и ругается. . . А нова не идет, так тянут к венцу насилу, за руки, а все равно отдают». «Раньше-то,— поясняли нам старые обычаи,— до замужества девушка зиму-то век была на отцовском довольстве. Вот и при ходилось отца слушать. Эго теперь сами зарабатывают, так и выходят по своей воле». Однажды, под Новый год,— дело,было в Варзуге — мы си дели за столом в мужской компании. Было шумно, жарко. Кто- то из молодежи читал стихи Твардовского, читал хорошо, всем понравилось, и старый рыбак, расчувствовавшись, стукнул по столу ладоиыо: «Эх, парень, бери мою Валентину, отдаю!» По веяло стариной... Были, конечно, и в прошлом исключения. Даже уходили от родителей «побегом». Про одну такую пожилую чету, у которых жизнь шла не всегда согласно, старухи говорили: «Бог ушла са моволкой, убежала из дому. Родители-то ие давали. Вот так зато и живут теперь!» Разумеется, женились и выходили замуж также и по любим, с согласия родителей. Одна нз тетрннекпх хозяек, у которой мы остановились, рассказывая о прошлом и вдруг как-то проясней и помолодев лицом, обронила: «А я-то жениха своего ждала с двух войн, семь лет. Сперва на германской был, потом на гражданской, в Красной Армии». Так что всякое было, но, как правило, господствовал расчет, и если учитывались желания жениха, то мнения невесты не спрашивали вовсе. Одна из престарелых варзужанок, взятая в Варзугу из дру гого села, с обидой, не прошедшей и через иолвека, как-то рас сказала: «Я была в караводе, а он-то меня и увидал. Пришел к родителям... Так девки-то прибегают на горку: «Тебя, говорят, засватали!» «Анделп!1 За кого?» — спрашиваю. «Л за какого- то в другую деревню, и сами не знаем». Вот как было, Митрпй!» А. И. Катарина рассказывает: «Вот меня выдали, спать поло жили, так тут жениха увидела. Батько отдал. Один баран был у него, у жениха. Без жениха дядя приезжал сватать. Привели- то в церковь, он озяб-то, дрожит, а я думаю: дай-то господь, чтоб помер!» Расчет, которым руководствовались родители, далеко не всегда оправдывался, да и далеко не всегда был достаточно ра зумным. Александра Капитоновна Мошникова рассказывала про одну такую свадьбу в Варзуге, когда матери невесты запало в голову во что бы то ни стало выдать дочь на том основа нии, что «у них дров много» (в доме жениха). «Тоже, чего ей 1 Л н д е л н (ангелы )— одно из самых чэегмх местных посклпипнин типа «Батюшки!», «Святители!». 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz