Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.
на платок — стакан с водой, а за водой надо ночыо, близ 12-го часа, сбегать на прорубь. В стакан на середину донышка опу скают кольцо обручальное и смотрят в кольцо. Еще дверь при отворяют пальца на два. Это называется «смотреть в кольцо» Кто гадает, выбегает па улицу и говорит: «Суженый-ряженый, приди, покажись!» «Одна гадала на суженого,— рассказывали нам,— немного посидела: «Идите!» Мы смотрим, видно лик его, и узнать можно — Александр Павлович! Она второй раз: «Если посва тает— приди вдвоем!» II вышло двое. И так потом п вышла за муж за пего. Л если молоденькой девушке крест придет, значит, помрет до свадьбы». Можно гадать еще проще— когда ложишься спать па новом месте. Так, бывало, и мужики загадывали: «Коворнпн, Ефим Никифорович, что помер в Пялпце, тоже задумал — женюсь или нет на Ольге? И видел во сне ее в сара фане незнакомом. А тетка Фекла говорит: «Ну, той тебе не ви дать, как свиньи неба!» — богаты были. А он пришел с гостин цами, и она в том же сарафане, что он видел во сие,— он чуть не плюнул в подиороге! Ну и женился на ней» «Самос страшное гаданье— в бане.1 Дверь-то не заперта. Сидишь одна перед зеркалом. Бывало, и парни пугали. . .» Сам выбор невест происходил гораздо реалистичнее. Сва тали, ориентируясь па зажиточность и наследственный авторитет семьи, согласно поговорке: «Выбирай коровушку по рогу, а де вушку по роду». Из плохой семьи не ждали и хороших невест: «Какие ведутся, такие и берутся». Древний взгляд, в общем чаще всего и оправдывавшийся, по которому характер и рабочие навыки передаются по наследству, действовал тут достаточно твердо. Евдокия Дмитриевна Конева рассказывала: «Отправляли сватов к кому получше: по отцам, по семейству, кто получше жили. Наша-то фамилия, Заборщпковы, славилась в деревне. Потом Поповы, Мошннковы тоже. . .» Мнения девушки не спрашивали. Отец мог сказать: «Не пой дешь за этого — ни за кого не отдам». Первоосновой твердости крестьянской семьи являлись хозяйственные потребности. Им безжалостно подчинялось все остальное — отсюда и традиция насильственных замужеств, при которых учитывалось все, кроме личных симпатий молодых людей. На памяти у старшего поко ления варзужаи несколько свадеб, когда «отдавали не за лю бого»2 замуж, так ругались невесты. Одна все на печке сидела, когда уже жених подарки носил, нипочем не слезает с печки. 1 Влип считалась мостом обитании нечистой силы, так как и бане не ве шали икон. 2 «Не за любого» — не за милого. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz