Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.
С В А Д Е Б Н Ы Й О Б Р Я Д И П Е С Н И У нас свадьбы рсзпо, хорошо проходят, спои баянисты да иесель- пицы. псе. (Л. К. Мошникопа. ссло Партугп) Свадьба в прошлом была не только самым ярким воспомина нием в жизни женщины, по и одним из самых запоминающихся событий для всей деревни. В Чаваньге п 1957 году уже не помнили ни одной из «старин» своей знаменитой землячки Лгра- фепы Матвеевны Крюковой, а вот как отдавали ее замуж более восьмидесяти лет назад, все еще вспоминали: «Лграфена-то Матвеевна отдана была насильно, на лодке увезли. Так отец за косу из подполья тянул ее, из избы волоком. . . Да и жила не хорошо».1 ' Евдокия Дмитриевна Конева рассказывала, как они девоч ками .играли в жьнихн-невесты и обязательно сооружали свадеб ную «повязку» невесты из лучинок, складывая их треугольни ком и завертывая в платок. Туго завязанный платок натяги вался, и «повязка» стояла надо лбом. Под рождество девочки-подростки лет 14— 15 слушали, где- нибудь в стороне от домов, за банями, куда выбрасывают мусор из избы, сколько свадеб будет в этом году? С какой стороны и около чьего дома будет слышен плач, в том доме будет и свадьба. В Умбе нам рассказывали, что в рождество «пололи снег». Выбегут на улицу, на раздорожье (перекресток) парни с девча тами, наберут снег в подолы, в фартуки, парни — п шапки, а по том сыплют его, сеют и приговаривают: «Полю беленькой сне жочек за батюшков хлеб-соль, за матушкино здрапьице. Взлай, собачка, откуда женишок». II все падают па гпег, вниз лицом, ждут, что послышится. Так загадывали на каждого в отдель ности, что ожидает парня или девушку в этом голу. Пли же при говаривали: «Сею, сею пспелок, приди, ступи дьяволбк. . .» В Варзуге мы сами присутствовали па святочном гаданье. Гадать полагается до 12 часов, «пока дьявола все снят». Ставят сгол под матицей, накрывают белой скатертью, ставят белую та релку, насыпают на дно золы, на золу белый платочек пали по- ложить разглаженный (чтобы пз складок креста не получилось),* 1 Народная речь сборника янлястсн тонной злинсыо речи рлгекятшкоп. 1 По иоиерыо, крест как «спящснный» енмпол страшен для нечистой силы. 2* 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz