Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.
В пссис «Хнтер-мудср Иван-молодец» характер соединения этих же диух звукорядов иной: ХИГЁР-МУДЕР ИВ АН -М ОЛОД ЕЦ Хи_тёр, му _ дёр И.вам-мо^ло _ дец. Хи.трей,му _ дрей да «_го не бы _ло Зачни открывается радостным кличем, взлетающим ввысь. III ступень летнего .звукоряда окалыиается пропущенной, а «толчковая сила» нредыду- 1ПИХ. квартового и терцопого шагом как бы пыноемт мелодию мыше, расши ряя рамки лиукоряда до октапы. Верхней опорой наиепа стапопятся под твержденные повторениями соль и ми как IV и III ступени. В нисходящем движении, возвращающем мелодию к исходному соло, не трудно заметить праздничную понемку (отмечена квадратном скобкой;, кого рая утверждает II ступень до как' тонический устой осей неенн м целом. 1ице одни пример образования лада путем слияния праздничной по- исикп с летним звукорядом — песня «Чтой не дубоны столы»: Основываясь на результатах анализа всех напевом терской свадебной игры и выделяя наиболее характерные, типичные, можно сделать некоторые выводы. Интонационной основой большинства терских свадебных песен является летний звукоряд, характерный для весенне-летнего цикла календарных песен. В некоторых случаях сквозь него проступает древнейшая праздничная поневкл. Образно-эмоциональное содержание летнего звукоряда терской свадеб ной традицией осмыслено как праздничное, причем праздничность тракту ется, о зависимости от поэтического текста, двояко: как образы веселья и образы светлой лирики. Все это позволяет предположить, что генетические корни данного свадебного обряда — в весенне-летних календарных празд никах. связанных с древним культом обожествления солнца. Традиция плачей, причетов и приманивании, как правило, определяю щая интонационную основу значительной группы песен в русском свадебном обряде м являющаяся, очевидно, более поздним наслоением, не играла веду щей роли в терском свадебном обряде и не являлась определяющим факто ром в ладовых п рптмометрнческнх принципах образования свадебных песен. Она сосуществовала параллельно свадебным напевам, почти не затрагивай их. Вероятно, поэтому почти полное исчезновение плачей не привело к рас паду сценарно-драматургического плана обряда в целом, не затронуло его ос новного содержания, по существу праздничного. /О. Крисовская
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz