Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

В этом напеве черты квинтового праздничного пентахорда как бы стер­ ты, завуалированы (он отмечен квадратной скобкой в напеве). V ступень, рс, приходится на слабую долю и воспринимается как верх­ няя вспомогательная к IV ступени до\ II и III ступени нейтрально пони­ жены (примерно, па ^ тона). Думается, что это — красочно-колористиче­ ская игра интонирования внутри лада мажорного наклонения, а не отклоне­ ние в минор, тем более что п дальнейшем развитии мелодии п этой же по- певке II ступень интонируется всегда без понижения, а III — иногда пони­ жается. Квартовый шаг вверх, к до, затем иостунснным движением приводит к сексте, ми, и от нее дважды интонируется полный летний тетрахорд в ни­ сходящем движении (от последней к первой ступени). Схема напева может быть представлена следующим образом: Она наглядно показывает не только интонационную основу напева, но и волнообразный характер движения мелодии, часто встречающийся в хо­ роводных песнях, которым родствен данный свадебный иансп. «У реки то было, у рен ты » — одна из выразительнейших песен обряда, отличающаяся особой просветленностью, воздушностью колорит. У РЕКИ-ТО БЫЛО, У РЕЧИЦЫ J - &п У р е.^ и -го бы _ ло, у ре _ ми _ цы, да у клю_чё_вой. Бескадансовая непрерывность, «текучесть» ее мелодического разверты­ вания типичны для песен свадебного жанра, однако темн движения и стремление к распеву роднят эту песню с лирическими. Праздничная попевка здесь лежит в основе зачина, вплотную подводя­ щего к летнему звукоряду. Iiro верхняя граница, IV ступень, подчеркивается опеваинем сверху и снизу, затем верхний голос продолжает опевать ту же ступень, а в нижнем голосе одновременно проходит праздничная попенка (отмечена квадратной скобкой), после которой п копие строфы снова ут­ верждается летний звукоряд. В рассмотренных двух напевах летний звукоряд и квинтовый праздничный пентахорд имеют общую первую ступень В леигахорде значсилс кмии.- ты стирается и более четко проступает цллшппмИ, тетрахорд как сокраще­ ние праздничной попевкн. jj З у р ш м в м -• fe & s ^ r Закпэ 2100 ^ ' ( б \ L Q

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz