Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

Разножанровость, разнохарактерность и разнообразие мпрорнгмнчеекпго строения песен на первый взгляд может произнести впечатление пестроты, происходящей от отсутствия единого принципа формообразования. Тем не менее при ознакомлении с материалом отчетливо ощущается об­ щность даже некоторых, казалось бы, самых несходных напевов. Анализ всех свадебных песен, которые удалось нам записать па Тер­ ском берегу, позволяет прийти к следующему выводу: п основе подавляю­ щего большинства песен лежит упоминавшийся ранее легкий звукоряд. Иногда он предстает в основном своем виде, иногда — в расширенном, иногда — в опосредствованном как основа более сложного лада. Вот что говорит Ф. Рубцов об этом звукоряде: «Тетрахорд в сексте как правило, почти не знающее исключений, является основой для нитонврова пня календарных песен, связанных с летним периодом: летними календар­ ными праздниками (троицкие, купальские) или полевыми работами (сенокос. жатва)».1 Нам ка>кется, что секстовый тетрахорд с полным основанием может быть назван летним звукорядом. Проследим на конкретных примерах общность интонационной основы большинства терских свадебных песен.1 Три следующих напева целиком основаны на летнем звукоряде, :>то легко заметить и без особого анализа: У Ж ТЫ ЧУЖ ЕНИН (Трясумицо) ^-66 гг г ~ T-fi— К - г 3 ft' > ! $ = £ = If- :— Г— iZ\f=Eb=~ - У ж ты чуж- чу.жо _ мин, му _ же _ ним, ста _ роб жиз _ ни раз _ луч _ ни _ мок ОН ХОДИЛ-ГУЛЯЛ ПО УЛИЦЫ I Он хо _ дил- гу_л ял п о у _ ли.цы ,да он р о з. =^ t F £ - 4 -Й—1h-—— , ] — f— - 1 NM >— i 4 _ гу __ ли _ вал по ши _ ро _ кой, Л* 1-Ф Л. Р у б Ц о п. Основы ладового строения русских народных исссн. Л., «М узы ка*, 1964, стр. 31. * Д ля удобстпа анализа все напевы транспонированы в одну тональность. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz