Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.
Если ознакомиться со пссмн псснпми, обращая внимание па их место п обряде (а каждая из песен имеет свое определенное место и время испол нения), становится очевидным, что преобладают светлые, праздничные на певы. Выражение праздничного настроения многогранно: от светлой лирики («Из-за лесу, лесу темного», «Па горы, на пысокпя. .. пыростлло там дерев не») к радостной торжественности застольных несен («По горшщс столо вой», «Чтон во тереме гусельцы», «Он ходпл-гулял по улице»), к выраже нию веселья, даже ликования в песне-пляске («Чтой не соболн но улице погуливали), песне-шутке («Ище Витя на грядке», «Каты-покаты») п т. д. Пожалуй, можно говорить о постепенном повороте но мере развертывании действа соответственно сценарному плану от лирики девичника (его назы вают па Терском берегу «сидением») к открытой праздничности «смотрения» («приводный» или «большой» стол). Жанровую природу несен, входящих в терский свадебный обряд, точно определить пс всегда возможно. Иногда она оказывается очень опосредство ванной, усложненной слиянием признаков, присущих различным песенным жанрам. Зхюсь мы обнаружим и напев-формулу 1 с непрерывностью развер тывания мелодии п отсутствием каданса в конце строфы, столь характер ными для русских свадебных напевов-формул. В"то же время данную фор мулу нельзя назвать типично спадсбпой, так как ее интонационной основой является летний звукоряд, не типичный для напевов-формул. Если в русской свадьбе применение напева-формулы является одной из ведущих форм музыкального прочтения поэтических текстов, п наличие его — один из признаков типичности обряда, то в рассматриваемой терской свадь бе напев-формула («Не белы наехали») обслуживает лишь небольшую группу текстов. Таким образом, здесь как сама формула, так п ее применение ока лываются нетипичными. Что касается иных жанровых связей, отчетливее всего проявляется род ство значительной группы свадебных песен с хороводными, игровыми н пля совыми песнями. Причем, любопытно отметить, что с песнями этого жанра свадебные песни больше роднит ритмический принцип строения. Интонацион ная основа собственно хороводных, игровых и плясовых терских песен представляется нам более поздней по времени, возникновения, а интона ционная основа свадебных — более древней. Можно предположить, что сва дебные песни этого типа донесли до нас характерные черты уже безвозврат но ушедших в прошлое весенних, троицких, купальских и других летних календарных песен. Некоторые песни, в которых стремление к увеличению протяженности слога, к внутрнслоговому распеву сочетается с отсутствием каданса в конце строфы, со «стиранием» граней последней и непрерывностью развертывания мелодии, можно назвать свадебными лирическими («На горы, на пысокпя... пыростлло там деревце», «Из-за лесу, лесу темного». «На солнечном всходе» и др.). Большое количество песен невозможно (да, пожалуй, и не нужно) втис нуть п рамки точных жанровых определений. 1 Так п р и н ят называть одни напев, на котормЛ интонируются поэтические тексты различного, а подчас и прямо противоположного содержания. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz