Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

Открытое проявление эмоции п здешних песнях не пстрсчастся. Одна нз выразительнейших песен терского свадебною обряда — -г11п солнечном всходе». Интонационные истоки этой псснн, no nceii нероят пости. В' плаче. Однако субъективного, открытого выражения горя, с которым мы встречаемся в причитаниях, здесь не найти. Песня эга отличается лириче­ ской просветленностью, как бы приподымающей человека нал обыденностью Пожалуй, не только самую песню,' но и эмоции, вызываемые сю у исполин ге­ лей н слушателей, невозможно достаточно верно определить. Неизбежность ощущается в ней как объективная необходимость. Отсюда почти эпическое спокойствие. Здесь н светлая печаль, и затаенная глубокая нежность, и пре­ клонение перед торжественностью и многозначительностью момента мшеч- пого расставания женщины с родной семьей и родительским кроном. Г-)го г многогранный, почти непередаваемый словами образ создан единством сло­ на, музыки и исполнения. Многочисленные песни, выражающие настроение праздничности, испол­ нительски окрашиваются то оттенком лукавого юмора (например, в 'дет­ ских» свадебных песнях), то выражением танцевально-игровой стихни («То не соболн по улице погуливали») и торжественностью шествия (-Он ходил, гулял по улице»). Но ни в одной из несен не встречается разухабистости, лихости. Свобода и раскованность исполнения всегда как бы сдерживаются внутренним чувством меры. И еще одно, возможно, субъективное наблюдение, касающееся манеры исполнения: певицы как бы чутко прислушиваются к звуку собственного голоса, стремясь к общему согласному звучанию. Даже в откры т празднич­ ных свадебно-плясовых песнях звучание не бывает слишком громким, напря­ женным. Все это создаст ощущение особо бережного, любовного отношения к песне, проявляющегося в процессе се исполнения. Звукоряд, состоящий из терцопой ячейки с квартовой приставкой снизу, лежит в основе большинства терских свадебных песен.' На подавляющее большинство песен, определяющих характерность дан­ ного обряда, плачи, бытовавшие в нем, не оказали влияния. 1 В лппиоП статье ляя удобства чтения н пмработкн елниоГ) терминологии приме пены определения, принятые Ф. Л. Рубцопым п работах «Интоилиионпыр епм.тн п не сснном творчестве славянских народов» (Л., «Сов. компочнтор*. IW2) и «О то п и ля- допого строения русских народных песен» (Л., «М узы ка», 1901). Расстояния между смежными ступенями, равные терции и кпарте. н м п т о т ся т е р ц о в ы м и к в а р т о в ы м ш а г о м ; две ступени, лежащие на расстоянии со кунды, называем с е к у и д о в о й я ч е й к о й интонирования; а три ступени нп рас стоянии секунды друг от друга — т с р ц о в о О' я ч е й к о й . Звукоряд, состоящий на терцовой ячейки и квартомой иристапки (т. е. тетрахорд п сексте), соответственно его применению в весеннс летних каленцарных песнях нл.ю- нем л е т и м з в у к о р я д о м , или л е т н е й п о и с п к о П; нисходящий пентахорд в квинте — праздничной попевкой, праздничным з в у к о р я д о м и к в и н т г. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz