Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

Это «чести». «На цести», скажут, сидеть. «На- горецах» блины пекла теща, на каждом столе блинов •накладено... Позже «цести» не стало. А то было: напарят молока, кала­ чей, сушки, пряники — в захлебку клали, это и старину, после уж просто закусывали. На «гореци» от зятя приносили подарки тестю, теще и всей родне подарки, позднее — ближним молодой, молодикам. По­ дарки— платки, теще — шелковую косынку да на нагрудник, тестю — рубашку, парням — шарф, у кого что сошлось... На «цести» закруглялась свадьба. После — свадьбы у нас пройдут — уедут иа тюленей. Так, молодая уходит домой го­ стить на все время, и в другую деревню уезжали. Если дома — так отводил муж. Придут — она остается иа недельку, а если на торос поезжают, так и месяца полтора живет. Как запоезжают на торос,- теща к зятю идет на отвальную и несет ему тещеник— булка такая вышины с буханку и втрое больше. Побогаче изЮм клали, а то пустой, сдобный, белый, мягкий; и в^ей семье булочки — сайки небольшие. Это звался тещеник, и зять теще подарок покупал за него хороший. (Если на торос не ездили, тоже устраивался тещеник). Оп привезет теще на сарафан, повойник, полушалок. Бабушка в чужу де­ ревню отдала и ездила в Варзугу, везла тещеник. И из других сел сюда привозили тещеннкн...» «Придет время баню топить,— рассказывали нам в Вар­ зуге,— в первую субботу. Молодая топит баню и всех по имени- отчеству зовет в баню. Потом еще долго идут толки да пересуды, как прошла свадь­ ба, да какие иелады были, кто перепился, да кто наскандалил. Отсюда и поговорка живет: «Свадьба прошла, и слава прошла». Современные свадьбы в Варзуге, не говоря уже о других селах pajiona, значительно упростились: «Теперь рукобитья нет, не сидиФ невеста в повязке и повойника не одевают. А песни так поют. И рюмок не носят впна-то молодые». I Главные отличия свадеб сейчас следующие: невеста одета в современное платье (хотя пожилые женщины и теперь прихо­ дят-на свадьбу в праздничных сарафанах и повойниках). Не­ веста не плачет, косу не расплетают, икои не вешают — вешают только полотенца, мужское и женское, которые раньше вешали поверх икон. Второй и третий свадебные дни проходят так же, как п раньше. Расписываются в сельсовете обычно накануне свадьбы. Вот, для примера, описание свадьбы, которую можно считать типичной, сыгранной в Варзуге в начале 1964 года, зимой. Не­ веста и жених — местные жители-колхозипки. У невесты, Евсто- лии Васильевны, не было ни отца ни матери, так за отца сидел её родной дядя, Сергей Дорофеевич. Эта свадьба была дав­ но решена, и все-таки жених сватался обычным порядком, I'll

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz