Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

Кровать попа тесова, А скажут — час ночи прошел — да ехн, да ехи, А перииочка пухова, А скороход в гости пришел, да ехи, да ехи, А на перимы простыня, А скору весточку принес. да ехи, да ехп. А на простыни молодец, А скору грамотку, да ехн, да ехи, Да первобрачиой князь, А не могу я, мати, встать, да ехн, да ехи. Да ише на имя Николай, Да ни руки, ноги поднять. да ехн, да ехн, Да чтой Васильевич господин. Да ни больной головы, да ехн, да ехи. Да чтой дне дружеиьки его, А ты подай, мати, чулки. да ехн, да ехн, Да дне хороших у него, А поскорее сапоги. да ехи, да ехн. А разувают, раздевают, Да побежу я за душой. да ехи, да ехн. Да распоясывают, Да за Людмилой хорошей, да ехн, да ехи, Да спать улаживают. Да я за Яковлевной, да ехи, да ехи. Да уговаривают, да ехн, „ Ч е с т и " и „го р я ч и ", конец свадьбы. Утром первого дня своей брачной жизни молодая по обычаю встает раньше мужа, вместе со свекровью, и помогает стряпать. Сразу, как встала, она спрашивает свекровь, как ее назы­ вать: матушкой или мамой. Старинные названия тут уже выво­ дятся. По словам Е. Д. Коневой, «свекра и свекрову называли батюшкой да матушкой, теперь мамами зовут. А есть еще мо­ ложе меня намного, а матушками зовут». Александра Капито­ новна рассказывала: «Я-то спросила: «ЛЛамой или матушкой звать?» «Какая я матушка, зови мамой...» Л повой трудно наз­ вать свекрову матушкой, так никак не зовут, а пойдут дети — уже тогда бабушкой». Молодая, встав, подает всем полотенце после умывания. «Л утром она ранехонько встает первый раз. Л тут все обря­ жаются, стряпеи. Умоются п подходят: «Матушка, ночевала здо­ рово?» (Иной еще спросит: па ручке ли спала?) Л муж стават, умоется, она подбегает с полотенцем: «Семен Павлович, здо­ рово ночевал?» Теща в это время печет блины в своем доме, ожидает моло­ доженов. Собирается родня. «Всё приготовят и пойдут с ноче- валом к отцу, к матери молодой. Там стол. Едят блины, уго­ щаются. Мать спрашивает молодую: «Здорово ли ночевала, па ручке ли спала?» (Потому и говорят: «Ходить с почевалом».) Утром на второй день свадьбы еще бывал «зпарбвый зав­ трак»— приходила крестная невесты к молодым и приносила взвар медовый с калачами. (Теперь порядок этих «столов» на­ чинает путаться.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz