Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.
рико-этнографическнх, словесно-художественных и музыкально-художествен- ных се компонентов. Последовательность свадебного обряда, те или иные его подробности за писывались нами во всех селах Терского района и от многих лиц. Наиболее полные записи были сделаны в Умбе от Пнлмы Степановны ДеояткнноА н Евгении Гавриловны Басиной; в Лесном — от Авдотьи Анисимовны Мош- iniKouoii и Анастасии Ивановны Катариной, большого знатока фольклора, которая помнила не только песни, но и свадебные причитания (прнплаки- панья). Однако она пыросла в одной деревне, жила замужем в другой, поз же переехала- в третью и часто поэтому, рассказывая, соединяла вместе специфические особенности разных свадебных традиций. В Кашкаранцах свадебный обряд сообщила Платонида Ивановна Дворникова, которая, как и А. И. Катарина, еще помнила прнплакнванья. В Кузомени обряд свадьбы н свадебные песни записывались от Анисьи Степановны Рагозиной. В Варзугс очень полное изложение свадебного обряда было записано от Евдокии Дмитриевны Коневой, ее рассказ и положен в основу настоя щего описания. Ряд интересных подробностей и несколько редких старинных песен нам сообщила Александра Ивановна Чурилова. Порядок свадебного обряда выверялся по рассказам Александры Капитоновны Мошниковой и Федоры Николаевны Коворннной; дополнительные записи делались от Ма рин Васильевны Мошниковой, Марины Полнкарповны Дьячковон, Федоры Антоновны Поповой, Александра Ивановича Заборщнкова и многих, многих других. Более того, жители Варэуги, участники самодеятельного хора ста ринной псснн, которым руководит местная жительница Александра Капи тоновна Мошникова, поставили для нас всю свадьбу с начала до конца так, как она игралась в деревне двадцать — тридцать лет назад: в старинных костюмах, с соблюдением всех традиционных обычаев, и участник пашей экспедиции С. Н. Азбелев заснял свадебный обряд на кинопленку. В этой постановке, кроме самой Александры Капитоновны («мать невесты»), предо ставившей для съемок свою избу, участвовали Ефим Васильевич Заборщн- ko d («отец невесты»), Евстолня Васильевна Чурилова (Гурьева) («невеста»), Николаи Александрович Попов («жених»), Еликоннда Якимовна Мошникова, Клавдия Капитоновна Заборщнкова, Анна Васильевна Мошникова, Нико лай Васильевич Чурилов, Рим Александрович Попов, Валентин Евгеньевич Заборщнков, Александр Федорович Мошнпков, Лия Федоровна Вопияшина, Ульяна Семеновна Заборщнкова и другие («дружки», «гости», «подруги невесты», «вьшожалыцицы» и проч.). В организацию этой постановки мы не вмешивались совершенно, предоставив ее Александре Капитоновне, Елнкониде Якнмовнс и другим участникам ансамбля. «Консультантами» были многие жители села. Когда сборник вчерне уже был готов, мы снова посетили Варзугу и некоторые другие деревни и дополнительно выверяли все подробности и детали свадебного обряда, чтобы добиться максимальной правильности описания. Характер работы обусловил и построение сборника. В основу изложе ния положен свадебный обряд села Варэуги; отличия, имеющиеся и других селах, лишь оговорены по ходу действия в сносках и в комментариях. Тот же принцип соблюдался при расположении песен. Песни распределены в том
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz