Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

иголок в подол невесты, закрывание невесты шалью, помещение жениха с невестой п середине поезда, воздержание их от еды за свадебным столом, запрет задевать за порог и проч. К группе побудительных обрядов (оплодотворяющих, соединяющих мо­ лодую с домом мужа, отделяющих ее от духов сЛосго дома, посвящающих ее в культ духов жениха, умилостивительных по отношению к тем же духам жениха и очищающих после свадебной ночи) следует отнести: мытье в бане утром свадебного дня, осыпание молодых зерном (на Терском берегу вместо полагающегося хлеба — ржи или пшеницы — но отсутствию этих злаков, Как говорили жители, молодых осыпали крупой или солыо. Впрочем, соль тоже входит в число древних магических веществ, способствующих плодовито­ сти н здоровью). К этой же группе обрядов, видимо, относится дарственный каравай хлеб-соль, приносимый в дом молодых, блины у тещи в последую­ щих после свадебного дня обрядах, упоминание гуся и лебедя в песнях как непременной принадлежности свадебной трапезы. По терскому обряду не­ весту, благословляя, ставят на одеяло, а не на шубу, как полагалось бы по русскому обряду. Может быть, дело в том, что d старину по Северу б ы ли распространены шубные одеяла (обычно из овчины), позднее же, с появле­ нием ватных одеял, и произошла такал замена. Расплетание косы, оде­ вание повойника на молодую и прочие традиционные обряды этой группы слишком хорошо известны. Обратим внимание еще на обычай дружки снимать плат с головы мо­ лодой двумя пирогами, в чем .нельзя не видеть очень древней обрядовой подробности.1 Попытаемся из всех этих магических действий, составляющих в сово­ купности свадебный обряд, выделить основное зерно, тот росток, из кото­ рого началось развитие пышного ритуала народной свадьбы. Прежде всего необходимо учесть, что свадьба в том виде, какой истори­ чески сложился у нас и дошел до настоящего времени, появляется при рас­ паде форм группового брака с утверждением моногамии (единобрачия) и патриархата (мужской власти в семье). В русских сказках (в частности, тех, что мы записывали на Терском бе­ регу) сплошь да рядом встречается такая сюжетная коллизия: у героя по­ хищает жену Кащсй бессмертный (или иной подобный персонаж). После ряда усилии п подвигов герой убивает врага, возвращает жену и снова справ­ ляет свадьбу— вторично. До сих нор в быту тех же терчан (как и в других областях страны) сеть обыкновение, если свадьба произошла далеко,— в Мурманске, напри­ мер,— собирать по приезде молодых в деревню свадебный стол для родни, то есть в какой-то мерс играть свадьбу снова. В первобытной магии, еще п поныне живущей у таких народов, как ав­ стралийцы, бушмены н проч., широко распространена повторная магия: ссли 1 Вообще мы постарались зафиксировать псе приметы по ходу спальбы {напри­ мер, загибание скатерти или стнгиванне скатерти со стола) и гадания (дружка б|,ет горшок: но числу осколкоп считают, сколько будет летсП, и др.) в Tort форме, в какоП они существуют, и с темн объяснениями (или отсутствием об 1 >яспсниЛ). которые можно было получить от местных жнтелеЛ. Г)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz