Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.
существования в значительной степени определили природные условия Севера1. Однако хозяйственно-культурные особенности неодинаковы для всех групп саамов, они разнятся в зависимости от территории, на которой проживают группы: в лесных районах северной Швеции и Финляндии са амы занимались в основном охотой на дикого северного оленя и пушных зверей, а также лесным оленеводством; на побережье Северного Ледовито го океана - морским рыболовством; в горных районах Норвегии, Швеции и Финляндии - преимущественно оленеводством2; на Кольском полуострове у западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ве дущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70% взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло олене водство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охоти лись на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мел ких животных, птиц. В основе этнографической самобытности саамов лежит оленевод ство3. Своеобразный тип хозяйства российских саамов связан с сезонными перекочевками и уникальной социальной организацией, т.н. сыййтом, со брание старших или глав семей контролировало охотничьи и рыболовные угодья семей. Цикл кочевания зависел от местного ландшафта, времени года и от биологических особенностей поведения оленей, рыб, птиц и зве рей. «Потому кочующие, что лопарь живет по рыбе и по оленю. В жаркое время олень от комара подвигается к океану. Лопарь - за ним»4. Характер традиционного саамского хозяйства предполагал бережное отношение к природе. Саам никогда не брал рыб или птицы больше, чем нужно для нужд семьи. Таким образом, все эти условия существования саамов сформирова ли их этнографическую самобытность. Цикличная система хозяйства просуществовала у саамов в чистом виде до начала XX в. Систему эту разрушила ликвидация традиционной системы пользования угодьями в 1917 г. и последовавшая вслед за этим коллективизация^. Промышленное освоение края принесло значительный урон природе и традиционным видам хозяйственной деятельности. Са амов, по замечанию известного исследователя саамского языка и культуры 1 Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья: курс лекций. СПб.: Астерикон, 2006. С. 19. 2 Керт Г.М. Саамский язык // Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003. С. 39. 3 Волков Н.Н. Вопросы этнической принадлежности и происхождения саамов. С. 46. 4 Керт Г.М. Саамский язык. С. 41. 5 Киселев А.А. Очерки этнической истории Кольского Севера. Мурманск: МГПУ, 2009. С. 19-20. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz