Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

сохранению их традиционного образа жизни и культуры. Они считают, что нужна концепция и программа, а не разовые мероприятия. И именно сами коренные народы должны отдавать приоритет тем или иным мероприятиям1. Недостаточная изученность языка кольских саами уже отмечалась в 1 главе настоящей монографии. Часть диалектов находятся на грани ис­ чезновения. На сайте Подкомитета по делам Севера и малочисленных народов Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, реги­ ональной политике, местному самоуправлению и делам Севера представ­ лена степень угрозы, которой подвергаются диалекты саамского языка на территории Российской Федерации: сколт-саамский (туломский) и тер- саамский (йоканьгский) почти исчез, аккала-саамский (бабинский) вероят­ но исчез (2003 г.), а кильдин-саамский подвергается серьезной угрозе ис­ чезновения2. В такой ситуации особенно важно следовать рекомендации, представленной в докладе Специального докладчика по вопросу о положе­ нии в области прав человека и основных свобод коренных народов г-на Джеймса Анайи от 23 июня 2010 г.: «В целях сохранения и развития язы­ ков коренных народов уже предпринято несколько крупных инициатив, хотя для возрождения находящихся под утрозой исчезновения или умира­ ющих языков могут потребоваться дальнейшие усилия. Первостепенное внимание следует уделить мерам, обеспечивающим контроль коренных народов над программами, которые направлены на сохранение и развитие их языков» ’. 1 http://wap.saami.forum24.ru/ 2 http://www.severcom.ru/nations/item48.html. 3 Доклад Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов г-на Джеймса Анайи. С. 26. URL: http://www.indigenous.ru/ (дата обращения: 27.07.2012). 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz