Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

эфтэнЬ кэльтанЬ - «символ подаренной на свадьбу овцы» (АА, НА), сва­ дьба туэль - «свадебный стол» (АА, НА), молода ыйй - «первая брачная ночь» (АА, НА). Таким образом, лексика свадебного обряда демонстрирует утрату са­ амской свадебной терминологии и замену ее заимствованиями из русского языка ( свадьба, приданое, зяххът, молода и др.), в то же время отдельные исконные слова существуют наряду с заимствованными и входят с ними в синонимические отношения (ср.: коаб и молода «молодая (жена)»; коалхэсс и жэнэхь (жених) и др.). В состав саамской свадебной лексики входят 7 однословных непро­ изводных лексем, заимствованных из русского языка, которые образуют словосочетания наряду с исконными лексемами. Среди словосочетаний встречаются устойчивые ( вунхэмушш ёадтэй «сватовство пошло»; югкенЪ коабсэз «пропили невесту», мйгкенЬ коабсэз «продали невесту»). Часть лексических единиц саамской свадебной лексики (30 единиц) не зафикси­ рована в словарях саамского языка. Словосочетания ажь-нйййт «олененок (самка) или важенка, пода­ ренная отцом (напр, дочери на свадьбу)», лёййп палл кутэнЬ кэльтанЬ «символ подаренного на свадьбу оленя», лёййп палл эфтэнЬ кэльтанЬ «символ подаренной на свадьбу овцы» отражают этническое своеобразие коренного народа, выраженное в древних обычаях, которые сохранились до сих пор. Описанию погребальной обрядности саамов Кольского полуострова посвящены труды Н.Н. Харузина1; Ф.Г. Иванова-Дятлова, Н. Дергачева, Де-Ламартиньера2; Т.В. Лукьянченко3, Н.П. Большаковой4. Однако погре- бально-поминальная лексика кильдинского диалекта недостаточно пред­ ставлена в данных этнографических работах, она до сих пор не подверга­ лась системному анализу, нет общепринятой классификации и самого об­ ряда. В структуре погребально-поминального обряда кильдинских саамов можно выделить три периода: предпохоронный (момент наступления смерти, приготовление умершего к погребению, прощание с умершим), похоронный (захоронение или погребение) и послепохоронный (поми­ нальный). В составе данной группы выделены следующие подгруппы: «Общие названия обрядов», «Названия обрядовых действий предпохорон- ного обряда», «Названия обрядовых действий похоронного обряда», «Названия обрядовых действий послепохоронного обряда», «Названия участников обрядовых действий и умершего», «Названия атрибутов и ме­ 1 Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 155-277. 2 См. об этом: Волков Н.Н. Российские саамы. С. 57. 3 Лукьянченко Т.В. Семья и обряды жизненного цикла. С. 115-117. 4 Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. С. 270-275. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz