Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.
эфтэнЬ кэльтанЬ - «символ подаренной на свадьбу овцы» (АА, НА), сва дьба туэль - «свадебный стол» (АА, НА), молода ыйй - «первая брачная ночь» (АА, НА). Таким образом, лексика свадебного обряда демонстрирует утрату са амской свадебной терминологии и замену ее заимствованиями из русского языка ( свадьба, приданое, зяххът, молода и др.), в то же время отдельные исконные слова существуют наряду с заимствованными и входят с ними в синонимические отношения (ср.: коаб и молода «молодая (жена)»; коалхэсс и жэнэхь (жених) и др.). В состав саамской свадебной лексики входят 7 однословных непро изводных лексем, заимствованных из русского языка, которые образуют словосочетания наряду с исконными лексемами. Среди словосочетаний встречаются устойчивые ( вунхэмушш ёадтэй «сватовство пошло»; югкенЪ коабсэз «пропили невесту», мйгкенЬ коабсэз «продали невесту»). Часть лексических единиц саамской свадебной лексики (30 единиц) не зафикси рована в словарях саамского языка. Словосочетания ажь-нйййт «олененок (самка) или важенка, пода ренная отцом (напр, дочери на свадьбу)», лёййп палл кутэнЬ кэльтанЬ «символ подаренного на свадьбу оленя», лёййп палл эфтэнЬ кэльтанЬ «символ подаренной на свадьбу овцы» отражают этническое своеобразие коренного народа, выраженное в древних обычаях, которые сохранились до сих пор. Описанию погребальной обрядности саамов Кольского полуострова посвящены труды Н.Н. Харузина1; Ф.Г. Иванова-Дятлова, Н. Дергачева, Де-Ламартиньера2; Т.В. Лукьянченко3, Н.П. Большаковой4. Однако погре- бально-поминальная лексика кильдинского диалекта недостаточно пред ставлена в данных этнографических работах, она до сих пор не подверга лась системному анализу, нет общепринятой классификации и самого об ряда. В структуре погребально-поминального обряда кильдинских саамов можно выделить три периода: предпохоронный (момент наступления смерти, приготовление умершего к погребению, прощание с умершим), похоронный (захоронение или погребение) и послепохоронный (поми нальный). В составе данной группы выделены следующие подгруппы: «Общие названия обрядов», «Названия обрядовых действий предпохорон- ного обряда», «Названия обрядовых действий похоронного обряда», «Названия обрядовых действий послепохоронного обряда», «Названия участников обрядовых действий и умершего», «Названия атрибутов и ме 1 Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 155-277. 2 См. об этом: Волков Н.Н. Российские саамы. С. 57. 3 Лукьянченко Т.В. Семья и обряды жизненного цикла. С. 115-117. 4 Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. С. 270-275. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz