Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.
ный таз» (букв, «медь таз») (АА, НА, ГТ); парна лй кэбпяй - «ребенок бо лезненный»; ённЬ лй паррнай - «многодетная мать»; вэсьт шэннтэм чадзъ - «околоплодные воды» (АА) (букв, «перед родами вода»); кйссэ парна объяла сыз - «завернуть ребенка в одеяло»1; вэсьт шэннтэм - «на сносях» (букв, перед родами) (АА); парън сай - «послед» (АА) (букв, «дети ме сто»); ранЬт вуайва «сосок» (АА), ниннч вуайва - «сосок»2 (АА) (букв, «грудь голова»); шэннтътэм пэррт - «роддом» (букв, рожание дом)3; вуадтхэллэм лыввып - «колыбельная песня»4 (АА); нищтэй нызан - «кор мящая женщина» (АА); раннЪт парна - «грудной ребенок»; лбссесь парна - «трудный ребенок», нура нйййт (алльк) - «младшая дочь (сын)»; пуаррса нйййт (алльк) - «старшая дочь (сын)»; кэскмусс нйййт (алльк) - «средняя дочь (сын)»; шаннт алльк - «приемный сын» (ср.: шаннт «родной») (СРС:416), шэрэдэй сйря - «погремушка» (букв, «гремящая игрушка») (СРС:417). Лексемы ажъхэмь-ённЬхэмь паррьща - «сирота» (о мальчике) (АА); ажьхэмъ-ённЬхэмъ нйита - «сирота» (о девочке) (ГП, АА) - так называемые «лишительные» относительные прилагательные, образован ные от имени существительного при помощи суффикса -хэмь. Лексемы ённЪ-пёллъ - «мачеха» (СРС:80), аджь - пёллъ (СРС:20) - «отчим» (букв, «половина отца, половина матери», ср.: пёллъ - «половина» (СРС:252)) об разованы словосложением с подчинительной связью. В традиционной культуре послед воспринимался «как вместилище сакральной субстанции, обеспечивавшей существование новорожденного на протяжении всей его жизни», поэтому после родов необходимо убирать послед. Для этого ритуала используются словосочетания кдппче парън сай (копте сай) - «убирать послед» (АА) и чйгкэ парън сай - «хоронить по след» (АА), значение второго словосочетания обозначает собой отношение к последу как к умершему «двойнику» ребенка6. В то же время существо вало поверье, что ребенок может «родиться в рубашке», т.е. стать удачли вым и счастливым, если на нем остаются остатки последа (ср.: шэннтэ пайтэсът - «родиться в рубашке» (АА)). Начало беременности и родов обозначается синтетическими слово сочетаниями, связь между компонентами которых выражена формами сло воизменения: они образованы по типу «имя сущ. в номинативе + личная форма глагола»: оассэ пудтэн, го нызан вулкэхьт - «месячные кончились, если женщина забеременела» (АА); оафт чазь - «отошли воды» (АА); авытш оафт пудтэнЬ - «первые схватки» (букв, схватки начались, при 1 СРС. С. 112. 2 Там же. С. 213. 3 Там же. С. 416. 4 ССРРС. С. 24; СРС. С. 60. Керт Г.М. Саамский язык. С. 168. 6 Батоева Д.Б. Семантика родильной обрядности у бурят: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2000. С. 13. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz