Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

две притчи1. В 2008 г. А.А. Антонова приступила к переводу главы Еван­ гелие от Матфея. Работа подготовлена для печати и находится в Мурман­ ской и Мончегорской епархии. Следующим духовным трудом А.А. Анто­ новой явился перевод «Жития Трифона Печенского», к которому состав­ лен словарь, закончена работа над составлением словаря к главе Евангелие от Матфея. 2.2. Религия саамов и лексика верований О ранних формах религии у саамов Кольского полуострова писали этнографы Н.Н. Волков2, Н.Н. Харузин3, В.В. Чарнолуский4, З.Е. Черня­ ков5, историк И.Ф.Ушаков6. Ученые отмечали, что до принятия христиан­ ства саамы были язычниками: поклонялись различным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. «Лопа­ ри, как было уже сказано, погружены были в самое грубое идолопоклон­ ство»7, «под фанатическим руководством своих жрецов и кебунов они бо­ готворили гадов, ночных нетопырей и других животных»8. Для дохристи­ анских (языческих9) религиозных верований саамов характерны тоте­ мизм10, фетишизм11, анимизм12. С этими верованиями слились и возникшие позднее магия и шаманизм13. После распространения христианства саамы долгое время оставались «полуязычниками», формально соблюдая христианские обряды14. Таким образом, язычество по-прежнему играло важную роль в жизни саамов, а это не могло не найти своего отражения в лексике. 1 Антонова С. «Йсус паррнэ каннЬц» / Пые рушш кйлэсьт Куэлнэгк нарк соаме кйлтэ кйлле Санндра Антонова, Луяввьр. Стокгольм; Хельсинки: Библия нымьп кйлле пыйей Институт, 1996. 64 с. 2 Волков Н.Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки. Музей антропо­ логии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Саамский Институт, 1996. № 1. 106 с. 3 Харузин Н.Н. Русские Лопари. 4 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня; Чарнолуский В.В. Легенда об олене- человеке. 5 Черняков З.Е. Очерки этнографии саамов. 6 Ушаков И.Ф. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1: Кольская земля. Мурманск: Кн. изд-во, 1997. 647 с. 7 Печенгскш монастырь, основанный Преподобнымъ Трифономъ, просветителемъ ло­ парей. Историческш очеркъ. СПб., 1892. 33 с. 8 Там же. С. 6. 9 Ленсу М.Я. Религиоведение: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2003. С. 419. 10 Лобазова О.Ф. Религиоведение. С.83. 11 Там же. С. 88. 12 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня; Лобазова О.Ф. Религиоведение. С. 92. 13 Волков Н.Н. Российские саамы. С. 73 14 Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 181; Ушаков И.Ф. Избранные произведения: В 3 т. Т. 1: Кольская земля. С. 114. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz