Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

русским и русско-саамским словарем под ред. Г.М. Керта (далее - ССРРС)1, саамско-русским словарем под ред. Р.Д. Куруч (далее - СРС)2 и саамско-русским словарем для начальной школы под ред. Р.Д. Куруч, И.В. Виноградовой, Р.И. Яковлевой3. Необходимо: обеспечение надлежащих форм и средств для препода­ вания и изучения саамского языка на всех соответствующих ступенях. Положение Хартии: предоставление не говорящим на региональном языке или языке меньшинства средств для изучения этого языка, если они проживают в местности, где этот язык используется, и желают научиться ему. Положение дел: любое лицо, говорящее или не говорящее на языках меньшинства, может посещать соответствующие занятия по саамскому языку там, где они проводятся. Необходимо: рекомендовать соответству­ ющим структурам принять гибкие и новаторские меры в целях сохранения этого языка. Напр., в дошкольные учреждения можно регулярно пригла­ шать носителей языка преклонного возраста, чтобы они могли играть с детьми, используя саамский язык. Положение Хартии: содействие развитию изучения и исследований региональных языков и языков меньшинств в университетах или анало­ гичных высших учебных заведениях. Положение дел: преподавание саам­ ского языка в высших учебных заведениях отсутствует. Необходимо: со­ здание университетских курсов и программ (бакалавриата и магистрату­ ры). Актуальность и необходимость открытия программы с изучением са­ амского языка и саамской культуры на Кольском полуострове не подлежит сомнению и одобрена в том числе и саамской общественностью в резолю­ ции международной научной конференции «Саамская идентичность: про­ блемы сохранения языка и культуры на Севере», которая проводилась Ла­ бораторией саамского языка Мурманского государственного гуманитарно­ го университета 10-11 марта 2011 г.4 При этом необходимо учитывать возможности дистанционного обра­ зования. Важную роль в обосновании значимости организации дистанци­ онного обучения коренного населения области играет геополитический фактор: районы их компактного проживания расположены в разных частях полуострова в удалении от областного центра. А недостаточно развитая транспортная инфраструктура и высокая стоимость транспортных услуг и 1 Керт Г.М. Словарь саамско-русский и русско-саамский: пособие для уч-ся нач. шк. / Г.М. Керт. Л.: Издательство «Просвещение». Ленингр. отделение, 1986. 247 с. 2 Афанасьева Н.Е. Саамско-русский словарь / Н.Е. Афанасьева, Р.Д. Куруч, Е.И. Меч- кина и др.; Под ред. Р.Д. Куруч. М.: Рус. яз., 1985. 568 с. 3 Куруч Р.Д., Виноградова И.В., Яковлева Р.И. Саамско-русский словарь: Пособие для учащихся начальной школы. Мурманск, 1991. 110 с. Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере: матери­ алы международной научной конференции. 10-11 марта 2011 г. Мурманск: МГГУ, 2012. 124 с. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz