Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

которой знание кильдинского диалекта явилось бы обязательным (напр., рабочие места)1. Очевидно, что одной из проблем сохранения и развития саамского языка является отсутствие языковой среды: саамское население проживает на территории области дисперсно, а в связи с высокой стоимостью транс­ портных услуг и услуг связи и недостаточно развитой инфраструктурой отдаленных районов общение между саамами, проживающими в разных населенных пунктах, весьма ограниченно. Другой проблемой является от­ сутствие образовательной среды и учебно-методического обеспечения. Одним из факторов, способствующих сохранению языка, является хозяйственная и культурная деятельность этноса (сохранение традицион­ ных промыслов и культурных традиций саамского народа). Знание/незнание языка не является, как показывает опыт, гарантией сохранения/утраты национальной идентичности. Как отмечал И.Ф. Уша­ ков, по опросу 1785 г. все лопари-мужчины и 70% женщин владели рус­ ским языком (разговорной речью). Лопари знали многие русские песни, сказки, поговорки. Многое перенимая у русских, лопари сохраняли родной язык и самобытную культуру2. А саамы в Швеции и Норвегии, утрачивая свой родной язык и культуру, не становятся ни шведами, ни норвежцами3. Однако положение саамского языка при этом не улучшается. Быто­ вые функции, выполняемые языком, отсутствие мотивации к изучению кильдинского, йоканьгского и нотозерского диалекта у молодежи Мурман­ ской области по сравнению с интересом этой молодежи к изучению севе­ росаамского диалекта, представленного на территории соседней Норвегии, старение носителей языка сводят на нет попытки ученых и педагогов воз­ родить интерес к родному языку. Согласно статистическим данным за 1995 г. большая часть опрошенных саамов, проживающих в селе Краснощелье и селе Ревда, назвала русский язык родным (85% и 75% соответственно). Преобладало мнение (92% опрошенных), что в школе дети должны обу­ чаться на языке саами и на русском языке. По итогам Всероссийской пере­ писи 2002 г. из 1 769 саамов, проживающих в Мурманской области, 1 766 владеют русским языком (99,8%)4. Так как согласно распоряжению Правительства Российской Федера­ ции от 17.04.2006 г. № 536-р «О едином перечне коренных малочисленных 1 Шеллер Э. Ревитализация кильдинского языка - неиспользованные ресурсы // Саам­ ская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере: материалы международной научной конференции. 10-11 марта 2011 г. Мурманск: МГГУ, 2012. С. 38—47. 2 Ушаков И.Ф. Избранные произведения: В 3 т.: Историко-краеведческие исследова­ ния. Мурманск: Книжное изд-во, 1998. Т. 2.: Кольский Север. С. 272-273. Дьячков М.В. Социальная роль языков в многоэтнических обществах: Пособие для ун-тов и пед. ин-тов, М.: Ин-т национ. проблем образования МС РФ, 1993. С. 13. 4 http://www.gov-murman.ru/natpers/info/ 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz