Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

ния)1, или социально-групповые (свойственные некоторой социальной общности людей: врачей, педагогов, плотников, жильцов одного дома)2. Со стороны содержания фоновые знания разделяют на житейские, донаучные, научные, литературно-художественные1' . Донаучные знания предполагают наличие каждодневного житейского опыта, «здравого смыс­ ла», уверяющего нас, что земля плоская, а солнце ходит вокруг земли. Наивный носитель донаучного сознания, накопив большое количество бы­ товых сведений и обнаружив, что не может увязать их воедино, призывает на помощь науку4. Кроме того, степень отвлеченности слова различна у людей образованных и необразованных. Необразованный человек часто верит, что болезнь можно «вогнать» и «выгнать»5. Для житейских пред­ ставлений о предмете подчас основным становится его функция. Важно, что «из стакана пьют, по часам узнают время, шарф служит, чтобы согре­ вать шею, пуговица - чтобы застегивать одежду»6. По степени общеизвестности и очевидности фоновые знания пред­ ставляются как тривиальные и нетривиальные. Тривиальные знания не вер­ бализуются в речевых актах, а суждения типа «животные едят пищу», «часы показывают время» вызывают недоумения, если это не учебная ситуация7. По степени распространенности фоновые знания классифицируют­ ся на три группы. Во-первых, общечеловеческие сведения (о солнце, луне, воде, ветре, дожде, рождении, смерти и т.д.), которые разделяются всеми людьми без исключения и благодаря которым люди всегда могут найти основу (общее социальное знание) для коммуникации. Во-вторых, регио­ нальные знания, т.е. ряд сведений, свойственных только жителям опреде­ ленного района: например, люди, живущие в пределах двух тысяч кило­ метров от северного полюса, знают, что такое снег, а некоторые жители экватора могут этого не знать. Наконец, в-третьих, так называемые стра­ новедческие знания, или знания, являющими социальными для населения только одной страны, или, если пределы страны совпадают с границами языковой общности, только для членов одной языковой общности8. B.C. Виноградов предлагает пользоваться термином « фоновая информа­ 1 Шабес В.Я. Событие и текст. М.: Высш. школа, 1989. С. 8. 2 Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в препода­ вании русского языка как иностранного. М.: Изд-во МГУ, 1973. С. 126 3 Валгина Н.С. Теория текста: Учеб. пособие. М.: Логос, 2003. С. 16 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство-СПб, 2001. С. 18-19. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 7-е изд. М.: Учпедгиз, 1956. С. 74 6 Фрумкина P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Ака­ демия, 2001. С. 48. 7 Шабес В.Я. Событие и текст. С. 9 Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (би­ лингвизма). М.: Изд-во МГУ, 1969. С. 112 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz