Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. – Библиогр.: с. 82-88, в подстроч. примеч.

как следствие - нежизнеспособности этноса, главным отличительным при­ знаком которого является язык. «Устойчивость этноса определяется не только способностью языка адекватно отражать все стороны жизни народа, но и тем, в какой степени языке функционирует в различных социальных группах населения»1. Саамский язык составляет отдельную группу финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Принадлежность саамского языка к уральской семье языков доказывается генетической общностью части словарного со­ става, а также словоизменительными и словообразовательными суффикса­ ми, восходящими к уральскому праязыку. Однако по своим особенностям он наиболее близок прибалтийско-финским языкам2, что связано с общно­ стью происхождения и истории, территориальной близостью. Как и для прибалтийско-финских языков, для саамского характерны наличие разви­ той системы агглютинативных (приклеивающихся) аффиксов и аналитиче­ ского способа (предлоги и послелоги) выражения грамматических значе­ ний. К собственным специфическим особенностям саамского языка отно­ сится внутренняя флексия (чередование гласной и согласной основы), что особенно характерно для восточных диалектов. Языку саамов и его истории посвящено большое количество работ. Считается, что язык современных саамов восходит к северному прадиалек- ту, а южный прадиалект поглощен прибалтийско-финскими языками в процессе распространения их на Севере3. Тщательные статистические ис­ следования современного словаря саамских диалектов Фенноскандии поз­ волили сделать вывод о том, что в древности саамский язык был более един. Все теории о происхождении языка саамов могут быть сведены к двум точкам зрения. Согласно первой точке зрения саамы считаются потомками некоего арктического народа, который сменил язык в результате контактов с древними финнами (К.Б. Виклунд, К. Ниельсон, Э.Н. Сетяля, П. Аристэ). Г.М. Керт и Ю.Х. Тойвонен в рамках этой гипотезы рассматривают саамов как древних самодийцев4. амского народа. № 5. Мурманск: Кн. изд-во, 2007. С. 12; Иванищева О.Н. Проблемы сохранения языка коренного малочисленного народа Кольского Севера и перспекти­ вы двуязычного образования // Материалы Международной научной конференции «Двуязычное образование: теория и практика» (26-28 апреля 2011 г., Хельсинки, Финляндия). Хельсинки: Хельсинский университет; СПб.: Златоуст, 2011. С. 108-109. Керт Г.М. Проблемы возрождения, сохранения и развития языка и культуры коль- ских саамов. С. 10. 2 Керт Г.М. Саамско-русские языковые контакты // Прибалтийско-финское языкозна­ ние. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 1994. С. 99. 3 Манюхин И.С. Происхождение саамов. С. 34. 4 Керт Г.М. Саамский язык (кильдинский диалект): Монография. Л.: Изд-во «Наука». Ленинградское отделение, 1971. С. 7-8. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz