Бакула, В. Б. Духовная лексика саамов и источники её изучения // Вопросы теории и практики в исследованиях магистров : сборник статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 16-28
В этих условиях актуальной задачей становится исследование массива духовной лексики саамов Кольского полуострова, одного из важнейших в культуре и в духовной жизни коренного малочисленного народа, поскольку из всех уровней языка именно лексика наиболее насыщена исторической информацией о жизни народа. Однако при изучении лексики духовной культуры саамов Кольского полуострова мы сталкиваемся с рядом трудностей. Во-первых, нет единого понимания самого термина «культура», который имеет более 500 дефиниций. В наших исследованиях мы будем опираться на определение, данное петербургским профессором М.С.Каганом, как наиболее точное и полное: «Культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и ее определенных плодов - материальных, духовных и художественных (поскольку в искусстве духовная содержательность и материальные формы взаимно отождествляются, образуя специфический информационно-семантический текст)» [14, с. 13]. Во-вторых, нет единого мнения о том, что же входит в понятие «духовная культура». К духовной культуре относят интеллектуальную, нравственную, художественную культуры, науку, религию; правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык, обычаи, нравы, образование и обрядовую практику. По мнению М.С.Кагана, «содержание духовной культуры определяется строением духовной деятельности человека» [14, с.216]. Это три вида субъектно-объектных отношений: познание мира, его ценностное осмысление и идеальное преобразование (проектирование желаемого). Ввиду большого объема материала наши исследования ограничатся лексикой религиозной, которая в свою очередь будет представлена двумя тематическими группами: языческой и христианской лексикой. В-третьих, язык саамов Кольского полуострова относится к постепенно угасающим языкам. Вместе с языком как одним из хранителей духовной культуры саамов мы можем утратить и знания об этой культуре. В-четвертых, в истории саамского языка в результате христианизации саамов многие языческие понятия вместе с обрядами, обычаями исчезли из жизни этноса; а христианская лексика, укоренившись в языке саамов Кольского полуострова, во время советской власти «была отодвинута на периферию лексической системы и практически вытеснена из языкового сознания людей» [18, с.6]. В настоящее время она в недостаточном количестве зафиксирована в современных словарях саамского языка. Для исследования лексики духовной культуры саамов необходимо проанализировать следующие имеющиеся в нашем распоряжении 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz