Бакула, В. Б. Духовная лексика саамов и источники её изучения // Вопросы теории и практики в исследованиях магистров : сборник статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 16-28
Кольского полуострова (1999). В 2005 г. выходит диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук И.С.Манюхина, предметом исследования которой наряду с проблемой происхождения лопарей стали материальная и духовная культура, самосознание, язык [13]. В 2005 г. Мурманское книжное издательство издает книгу Н.П.Большаковой «Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем». В книге обобщен большой уже известный материал о жизни саамов и дополнен новыми рассказами, фактами и наблюдениями автора, в доступной форме излагаются исторические и культурные события в жизни саамского народа, повествуются мифы и легенды коренного населения Кольского полуострова. В работе сделана попытка представить менталитет саамов в настоящее время, его сложные взаимоотношения с окружающей средой, властью и цивилизацией [1]. В 2008 г. в городе Апатиты впервые на русском языке издан историко-культурный трактат Иоанна Шеффера «Лаппония 1673 года» (главный редактор альманаха «Живая Арктика» В.Э. Берлин), который является уникальным источником сведений о природе, древней истории, культуре и быте коренного населения Лапландии. В этой книге описана история происхождения, культурного развития и способов совместного проживания четырех родственных этносов - саами на территории нынешних Норвегии, Финляндии, Швеции и России [7]. Таким образом, мы видим, что отдельных работ, посвященных исследованию формирования точки зрения на духовную культуру саамов, нет. Сведения о духовной культуре саамов Кольского полуострова содержатся в разрозненных источниках. Саамы, которые относятся к коренному малочисленному народу в нашей стране, сохранили себя как часть определенной этнической общности. Общность эта имеет свой язык или память о языке, на котором говорили их предки, элементы материальной и духовной культуры, своеобразной, во многом отличной от существовавших или существующих у других народностей [10]. После нескольких десятков лет молчания проблемы Севера, и в частности проблемы сохранности традиционных культур, сохранения языков народов Севера были подняты на новый гребень волны. Социокультурные изменения в России и в мире конца XX в. также активизировали научный интерес к национальному культурному наследию и своеобразию этнических культур. «На первый план выдвинулись вопросы национального возрождения, проблемы национальной и этнической идентичности» [13, с.З]. В свете этого дальнейшее изучение коренного народа, а особенно его духовной культуры будет иметь большое значение для сохранения этноса, повышения уровня национального сознания этого малочисленного народа Кольского полуострова. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz