Бакула, В. Б. Духовная лексика саамов и источники её изучения // Вопросы теории и практики в исследованиях магистров : сборник статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 16-28
уровень социального развития саамов. Некоторые писатели считают, что саамы занимают своего рода переходную ступень от "отсталых" народов, среди которых авторы этнографической литературы, главным образом, рассматривают самодийские племена, до народов "цивилизованных", к которым, в первую очередь, относятся русские. Все это явилось следствием того, что развитие этнографии в Российской империи изначально было связано с колониальными задачами государства [1, с. 3]. В первой четверти XX в. немалый вклад в изучение саамского населения западной части Кольского полуострова сделали ученые Финляндии. Т.И. Игконен и С. Паулахарью, изучавшие язык, фольклор, материальную культуру обитателей Сонгельского погоста. Благодаря их работам, погост оказался чуть ли не наиболее изученным саамским селением Русской Лапландии. Этнографические исследования среди саамов в России были прерваны первой мировой войной, затем октябрьскими событиями и гражданской войной. Только в конце 1920-х гг. этнографические работы в регионе возобновила Карело-Мурманская комиссия Русского географического общества во главе с Д.А. Золотаревым. При поддержке Главнауки и колонизационного отдела Мурманской железной дороги была организована Лопарская экспедиция, в состав которой вошел этнограф В.В. Чарнолуский. Работы начались зимой 1927 г. в пос. Пулозеро (в. Масельгском погосте). Затем экспедиция переехала в Ловозеро, посетила Ловозерский, Семиостровский, Каменский и Иокангский зимние погосты и Поной. Во всех селениях проводились антропологические и этнографические наблюдения. Весной 1928 г. в летних Иокангском и Лумбовском погостах побывал В.В. Чарнолуский, неоднократно бывал В.В. Чарнолуский и в Монче тундре. Посмертно вышли в свет две его книги "Легенда об олене-человеке" (1965) и "В краю летучего камня" (1972). В.К. Алымов - председатель губернского статистического бюро, лучший в то время знаток коренного населения края, не только всемерно содействовал сохранению этнической, хозяйственной и духовной самобытности саамов, не только организационно способствовал их изучению, но и сам выступал в роли исследователя, оставив оригинальные работы по традиционным формам организации хозяйства и культовым памятникам. Особенно важна роль В.К. Алымова в создании в конце 1920- х гг. Общества изучения Мурманского края, объединившего в своем составе краеведов и исследователей Мурмана. В 1927-1928 гг. Общество издало "Доклады и сообщения", посвященные анализу традиционных форм саамского хозяйства (озерное рыболовство и оленеводство), путям их укрепления, а также вопросам изучения самобытной материальной и духовной культуры аборигенов. После создания Комитета Севера большую роль в изучении 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz