Бакула, В. Б. Духовная лексика саамов и источники её изучения // Вопросы теории и практики в исследованиях магистров : сборник статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 16-28

отечественной прозы М.М. Пришвина "За волшебным колобком". Особая ценность названных литературных произведений состоит в том, что они содержат черты быта и духовного мира населения Лапландии, уже исчезнувшие ныне [11]. Профессиональными этнографами, изучавшими саамов, были В.Н. и Н.Н Харузины, командированные в саамские районы в 1887 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. Следуя из Кандалакши в Колу и посетив Сонгельский, Нотозерский и Борисоглебский погосты, они направились затем в Ловозеро. Монография Н.Н. Харузина "Русские лопари" (1890), состоит из шести больших отдельных приложений и составляет 473 страницы большого формата. Четвертый раздел - "О древней религии лопарей и о следах древних верований среди современных русских лопарей" - является наиболее обширным и содержательным. Однако речь идет не о саамах России, а о скандинавских саамах, лишь мимоходом касаясь первых. Шестой раздел посвящен изложению материалов о народном творчестве у саамов и анализу саамского фольклора. В приложениях кроме саамских сказок опубликованы два весьма интересных документа: 1) грамота 1697 г. в связи с тяжбой саамов с печенгскими монахами и 2) выписка из писцовой книги Алая Михалкова 1608-1611 гг. Н. Харузин впервые поставил вопрос изучения саамов на научную основу, привлек обширный фактический материал, дал ему сравнительно­ этнографическое освещение и внес вклад в науку, дав описание ряда сторон саамской жизни. Монография Н.Н. Харузина "Русские лопари", получившая уже тогда высокую оценку Д.Н. Анучина, на долгое время стала основным источником сведений по этнографии саамов. В 1887 г. тот же маршрут проделал зоолог А.И. Ященко, записавший при этом несколько саамских преданий о сейдах Пулозера и Имандры. Особого внимания заслуживают статьи по отдельным вопросам саамской этнографии и фольклора известного полярника, орденоносца В.Ю. Визе. Путешествуя по Лапландии, автор произвел ряд ценных наблюдений и записей, которые в 1911, 1912, 1914 и 1917 гг. были опубликованы им в "Известиях Архангельского общества изучения русского Севера". В статьях этих находятся сведения о саамских сейдах, музыке и эпосе [3]. Авторы дореволюционной этнографической литературы чаще всего характеризуют саамов как дикарей или полудикарей. Показателями малой развитости последних являются, главным образом, экономический, общественный и религиозный аспекты. Писатели критикуют традиционный способ ведения хозяйства саамов, в первую очередь, их кочевой образ жизни. Часто в этнографических текстах подчеркивается неспособность саамов вести хозяйство самостоятельно, без административной поддержки русского правительства. Низко оценивается 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz