Бакула, В. Б. Духовная лексика саамов и источники её изучения // Вопросы теории и практики в исследованиях магистров : сборник статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 16-28
Колы в Российской Лапландии" отметил саамскую систему летних и зимних погостов, кроме того, дал подробное описание лопарских жилищ, предметов быта, рассказал о занятиях и языке саамов приморских районов. С 1830-х гг. Кольский полуостров стал ареной исследовательской деятельности финских ученых. Зимой 183/ г. Русскую Лапландию посетил известный собиратель рун Э. Лённрот (1802-1884). Он проехал через Кандалакшу в Колу, записав в пути интересные бытовые наблюдения. Его дневник впоследствии был опубликован, а в 1985 г. он вышел и на русском языке. Существенный вклад в изучение саамов внес М. Кастрен, неоднократно побывавший в Карелии и Лапландии. Ряд работ М. Кастрена посвящен этнографии и языку саамов, в них можно найти характеристику саамских жилищ, одежды, национального характера и духовного мира саамов. М. Кастрену принадлежат также и первые сведения о диалектах саамского языка. В связи с подготовкой первой в России антропологической выставки ее организационный комитет командировал в 1876 г. на Кольский полуостров молодого естествоиспытателя А.И. Кельсиева. В саамских погостах А.И. Кельсиев проводил антропологические измерения, делал зарисовки, вел записи лингвистического и этнографического материалов, собрал небольшую коллекцию резьбы по дереву, плетению из бересты и корней, вышивок бисером, предметов одежды, изображений родовых клейм. К сожалению, в настоящее время материал этот утрачен [11]. Особый интерес к саамам в литературе наблюдается со второй половины XIX в., в 1860-1870 гг. [3]. Самобытность и своеобразие жизненного уклада и духовного мира лопарей привлекали в Лапландию многих русских литераторов, среди которых С.В. Максимов, В.И. Немирович-Данченко. Делаются первые, хотя и несовершенные, записи саамского фольклора. В 1889 г. выходит статья Д.Н. Островского "Лопари и их предания" однородного характера с работами Немировича-Данченко. Со второй половины XIX в.в изучении коренного населения Кольского Севера наряду со столичными исследователями стала принимать активное участие местная интеллигенция. На страницах "Архангельских губернских ведомостей", а с 1910 г. и в "Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера" появляются краеведческие публикации чиновников, учителей, врачей, священников, среди которых материалы по этнографии, фольклору. Художественное описание пути по "Кольскому тракту" с ценными этнографическими подробностями жизни аборигенов Русской Лапландии мы находим в книге известного путешественника-беллетриста А.В. Елисеева "По белу свету" и в путевых очерках К.К. Случевского. Лапландскую "художественную библиотеку" завершает яркое произведение крупного мастера 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz