Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов Саамы неохотно пели перед незнакомыми людьми, а тем более могли не показывать какие-то приспособления для извлечения звуков. Они оберегали свой фольклор. В этнографической литературе сохранилось немало воспоминаний об услышанном саамском пении, «монотон­ ном», «лишенном своеобразной прелести»281, с «утомитель­ ным однообразием мотива»282. «Песни свои лопари поют визгливым голосом, пре­ имущественно фальцетом. Певец упражняется все время на двух или трех нотах, вскрикивая и снова затихая и сильно растягивая перелив одной и той же ноты»283. В.Ю. Визе счи­ тал саамские песни немузыкальными, объясняя это тем, что в них отражается «вся природа угрюмой Лапландии с ее черными голыми скалами, тихими грустными озерами, низ­ ким лесом и вечной ночью полярной зимы»284. Д.Н. Остров­ ский отказывал саамам в творческой фантазии: «Их песни поются самым однообразным несложным речитативом и но­ сят исключительно самый неинтересный описательный ха- 285 рактер» . 286 Даже поморы' , долгие годы жившие рядом с саама­ ми, не всегда знали о существовании песен у коренного на­ рода: «Какие песни у лопина! Они - что работают, на чем ездят, то и поют. Был ли то олень, - поют, какой олень, не- 28|Немирович-Данченко В.И. Страна холода, 1903. С. 341. "8"Харузина В.Н. На Севере (путевые воспоминания). М.: Типогра­ фия Т-ва А. Левенсонъ и К , 1890. С. 191. "83Ященко А. Несколько слов о Русской Лапландии. С. 26. 284Визе В.Ю. Лопарская музыка. С. 483. ' 85Островский Д.Н. Лопари и их предания. С. 15. ' 86Поморы - русские крестьяне, выходцы из Великого Новгорода, селившиеся по берегам Белого моря. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz