Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов стаде есть люди. По словам старых саамов, песня помогает пастуху собрать разбежавшихся оленей, так как она слышна на более далёкое расстояние, чем крик. Кроме того, песня прогоняет сон и облегчает оленеводам ночную охрану стад. До коллективизации саамам-оленеводам нередко приходи­ лось пасти своё стадо в полном одиночестве, песня в этом случае помогала преодолеть тоску и страх перед безмолвием 278 бескрайней тундры»" . Манера исполнения саамских песен была настолько непривычна и непонятна для представителей другой культу­ ры, что песни саамов иногда вызывали отторжение у слуша­ телей. У В.В. Чарнолуского описан случай восприятия песен народов Севера в неподготовленной, хотя и научной аудито­ рии. Пока исполнитель не объяснил содержание песни, не исполнил ее под понятную и привычную мелодию, она не была понята279. Своеобразное саамское пение не предполагало акком­ панемента на обычных инструментах, оно явилось результа­ том самобытного образа жизни саамов - полукочевого. «Сколько известно, у саамов России, так же как и у сканди­ навских, не существовало своих музыкальных инструмен­ тов; музыкальные эмоции они выражали посредством пения. По-видимому, этим, т.е. отсутствием музыкальных инстру­ ментов, подчиняющих пение звуковым закономерностям инструмента, объясняется отсутствие песен с определенным 280 мотивом»" . ~78Сенкевич-Гудкова В.В. Саами Кольского полуострова. С. 127-128. 279Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках. С. 6. 280Волков Н.Н. Российские саамы. С. 67. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz