Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов Данченко, который признавался в книге «Страна холода»: «У меня не мало записано таких песен и сказок. Некоторые из них, очевидно, составлены под влиянием русских, другие совершенно оригинальны, но все же носят на себе следы влияния русских»274. Песня играла большую роль в жизни саамов. «Любят также лопари песни петь. Пением часто оглашается тишина лапландских тундр, рек и озёр. Поют они однообразно и уныло, непривычному неприятно их пение. Поют про всё, что увидят или услышат. Прослушают, например, бываль щину, хотя бы только что приведённую, начнут её петь - вот и песня. Случится ли что-нибудь в погосте, погибнет ли кто- нибудь в море, реке или озере на рыбной ловле, поедет ли свататься, - сейчас сложится про это песня. В песне помянут и имя, и погост, разнесётся песня по всей Лапландии. В пес нях прославляют разумных, добрых девушек, которые и в «-» 275 родительской веже и пырте" оказались трудолюбивыми, любящими чистоту, бодро берущимися за работу»276. «Всё, что может интересовать погост, всё складывается в песнь или бывальщину»277. «Лирические песни кольских саамов занимают особое место в их быту. Возникновение и исполнение саамских пе сен чаще всего связано с оленеводством. В долгие ночи па стьбы оленей песня помогает пастуху отогнать волков от стада, предупреждая этих свирепых хищников о том, что в "74Немирович-Данченко В.И. Лапландия и лапландцы. С. 213. 275 Пырт - саамский деревянный дом. 276Харузина В. Лопари. СПб.: Типо-лит. М.П. Фроловой, 1902. С. 26, 27. :77Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 380. 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz