Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов Глупому чахкли (маленькому голому человечку) , ко­ торый повторяет за человеком все поступки, посвящены та­ кие сказки, как «Чахкли», «Смерть чахкли», «Чаклинги», «О чахлыне». Интересно, что еще в конце XIX века многие ска­ зители утверждали, что сами видели чахкли. Излюбленная уловка, чтобы поймать человечка, - оставить в лесу летнюю саамскую обувь (каньгу) с длинной оборой (обмотка для ног, вид портянки), в которую потом и попадется чахкли. Ряд сказок посвящен нечистому: «Как саам дьявола из беды выручил», «Саам и нечистый», «Как человек и черт охотились», «Про сатану», «Чертенок» и др. В современных Н.Н. Харузину верованиях саамов учёный отмечает, что чёрта как такового нет вовсе, а суще­ ствуют черти, различные по своему могуществу и деятель­ ности. «В чертей превратились в настоящее время почти все духи древних лопарей, и соответственно этому, смотря ка­ кой дух превратился в чёрта или цорта, как говорят русские лопари, - он то живёт одинок и нелюдим в лесу, то населяет воду, то служит колдуну и т.д., представителем же злого на­ чала он никогда не является. Чёрт —Перкель —как предста­ витель злого начала, противоположность Богу, встречался у скандинавских лопарей в отдалённое время»248. По пред­ ставлениям древних саамов, чёрт посылает людям сны, в ко­ торых предостерегает от несчастий или предсказывает бу­ дущее. Этот чёрт представляется их воображению «чёрным, долгохвостым, рогатым». Чёрт (дьявол) участвует в том, что человек становится нойдой, проведя того через испытания ~48Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 194. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz