Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов людей получали там в высшей степени все удовольствия, весь почёт, которыми они наслаждались при жизни на земле. Глубже, чем Ябме-акка, жил Рота - злой бог, властелин ада 949 (Яммье-выгкэй" ), который назывался по его имени. В ад прогонялись из Ябме-акко-абимо души злых людей, и в Ро- та-абимо их ждали мучения, все болезни шли оттуда243. Таким образом, под землей находилось две страны мертвых: в Ябме-акко-абимо души, обновленные новыми телами, блаженствуют, а в Рота-абимо души злых людей му­ чаются. Христианство не заменило собой полностью пред­ ставление о загробном мире, а лишь примирило с дедовски­ ми верованиями, в результате чего появилось мнение, что души умерших сначала попадают в Ябме-аймо, где прожи­ вают определенный срок, а потом их переселяют в Радиен- аймо, т.е. рай, принадлежащий собственно Богу. Позже хри­ стианское понимание рая и ада заменило языческие пред­ ставления о загробной жизни. Ябме-аймо заменили раем, ко­ торый находится на небесах у Бога. Рота-аймо сохранился под названием ада, с которым Рота-аймо смешался оконча­ тельно. По мнению Пазрецких и Печенгских лопарей, глу­ боко внизу находится подземная страна, куда ездят колдуны, как раньше ездили шаманы. Вход в эту землю через озера или трещины земли. В этой стране живут старухи людоедки, которые иногда бывают милостивыми к людям и могут вос­ крешать души умерших. В подземном царстве живут и Сталло. Жизнь подземных обитателей мало чем отличается ">44 от жизни людей на земле" . "^Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов... С. 276. “41Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 156. 244Там же. С. 156-157. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz