Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов ад, в котором мучают грешников, иногда, однако, лопари выделяют отдельную подземную страну, куда ездят их кол дуны, как и древние шаманы их ездили в подземную стра ну238. Мучения в аду, по представлениям лопарей, связаны с комарами, которые «в нос, в рот, в уши, в глаза набиваются» 9 3 9 так, что человек не может дышать и погибает" . «У нас, брат, комар - птица сильная. Как туча стоит в горах, а в этой туче версты три. Войди-ка, попробуй. Случалось и так, что комаров туча ест, да гонит человека, ну и бежит он от нее пока силы есть, а потом упадет - так и заедят до смерти. Страшная мука, поди и на том свете такой не бывать?»240. (Сказка «Путешествие в ад»). По представлениям саамов, в нижнем, потустороннем мире, жили души умерших и духи-покровители. Восточные саамы называли его Туот-илмби, т.е. «другой мир», запад ные - Ямиэаймуо, Ябмеаймо. Этот мир находился под зем лёй, хотя есть записи, сделанные у восточных саамов, что мир мёртвых, напротив, на небе, среди звёзд, а люди, по гибшие насильственной смертью, уходили в северное сия ние, которое и возникло из крови этих жертв241. Потусто ронний мир был устроен так: под землей находилась страна мертвых - Ябме-акко-абимо, в которой жила злая Ябме-акка - мать смерти. В это страну мёртвых души умерших прово жал Сайво-гуэлла. Там мёртвых снабжали новыми телами вместо тех, которые остались тлеть в гробах. Души добрых 238Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 156-157. 219Немирович-Данченко В.И. Лапландия и лапландцы. С. 294. 240Там же. С. 274. ~4|Кошечкин Б.И. Древние религиозные представления и обряды кольских саамов. С. 119. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz