Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов ческая сказка о незадачливом старике, который напутан обыкновенной мышью («Старичок и старушка»). Тесные контакты с русскими привели к тому, что мно гие саамы прекрасно владели русским языком, знали и ис полняли русские песни, рассказывали и перенимали русские сказки. Заимствованные русские сказки записаны К.П. Ще- колдиным, Н. Брискиным, Н.Н. Харузиным. Исследователь саамского фольклора В.В. Сенкевич- Гудкова выделяет четыре формы заимствования в саамских сказках: «1) полное заимствование сюжета; 2) частичное за имствование русского фольклорного сюжета; 3) заимствова ние имен и образов отрицательных героев; 4) заимствование 237 русской лексики» . Ряд сказок посвящен взаимоотношению с христиан ским духовенством («Про попа и работника»), это сказки, появившиеся после принятия саамами христианства. В це лом в сказках этого жанра у русских саамов, как и у других народов, нашли отражение бытовые и социальные стороны их жизни. Именно в бытовых сказках больше всего заметно влияние русской народной сказки на саамский фольклор. Героями сказок становятся обитатели подземного ми ра: Выгакхе —злая властительница подземной жизни и зем ных сокровищ; чахкли —голые крошечные подземные суще ства, хранители тайных сокровищ; Чанн - черт; Аццы - женщина-паук или женщина-жаба; роавк - живой мертвец, упырь и др. По представлениям саамов, подземное царство —стра на матери-смерти Ябме-акка-абимо. Под землей помещается См. об этом: Пация Е.Я. Сказки саамов Кольского края // Саам ские сказки. Мурманск: Кн. изд-во, 1980. С. 9. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz