Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов чудь: «В наших сказках рассказывают как приходила чудь ра­ зорять нас, как швед бывал. Чудь приходила больше по но­ чам, нападала на спящих. Чудь эта убивала и женщин; погос­ ты жгла и разоряла. Лопари бегали от нее в сюземки. В наших сказках не слыхать, чтоб были богатыри, которые смели про­ тивиться чуди. Большею частью, чудь нападала на крайние погосты в Нот-озере и других местах по заходе солнца. - Ну, а шведы? - Разоряли и те, и другие, а поем мы про одну чудь. Старики говорят, что чудь нападала с шведской стороны. В 'У'If. плен не уводили, а просто убивали»" . Из-за особенностей жизни саамов они не имели регу­ лярного войска, а боролись с врагами погостами. Саамские герои побеждали врагов хитростью и смекалкой, знанием местности, отчаянной храбростью, в этом им помогали са­ амские женщины. Об этом читаем в сказках «Две женщины и шведы-разбойники», «Нял и его дети», «Сказание о наше­ ствии «немцев» и о том, как саамы хитростью избавились от них», «Саам-богатырь», «Ляйн», «Богатыри и чудь», «Бра- тья-богатыри», «Чудь» и другие. С XII в. на Кольский полуостров начинают приезжать новгородцы, однако с коренным населением русские живут мирно, в доверии друг другу. Так, в саамском фольклоре практически не сохранилось сюжетов о борьбе с русскими поселенцами. О жителях среднего мира рассказывается в бытовых сказках, в них воспевается любовь саамов к родным местам и романтическая любовь. Сюда входит саамская юмористи- 236Немирович-Данченко В.И. Страна холода. С. 198-199. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz