Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов к этой группе фольклорных текстов. Они есть во всех сбор­ никах саамских сказок. В древности саамы вели кочевой образ жизни, жили разрозненно, небольшими погостами" на большой терри­ тории Кольского края, богатства которого не давали покоя соседним народам. Долгое время (с IX века) саамы были двоеданниками, т.е. платили дань новгородским и норвеж­ ским сборщикам налогов. Враги откровенно грабили саамов, разоряли их погосты, убивали саамских мужчин, уводили в плен женщин. Саамам приходилось покидать селения, ухо­ дить в глушь, прятаться в землянках. Эту эпоху саамы назы­ вали «подземной войной» и разделяли этот период на три «нагона»: «первый - столкновения с норманнами, первый крестовый поход 1157; второй - 1240-1326 годы, время шведских войн с Новгородом, крестовые походы, «Ледовое побоище», поход Александра Невского в Поморье и далее на север, заключение Ореховецкого договора», третий «нагон» - «московский период, крещение саамов в 1526 году, похо­ ды и набеги отрядов датского короля и царских сборщиков 234 дани» . Сохранились саамские саги о каждом «нагоне»: сказ о старце Няле относится к первому нагону, ко второму - сага о Лаурикадже, к третьему - сага «Красивая Катрин». Своих врагов саамы называли шведами, немцами, фин­ нами, панами или шишами, чудью. Обычно в сказаниях на­ шествия чуди связаны с выдумкой, колдовством, поэтому и ее побеждают саамы с помощью колдовства235. В.И. Немирови­ чу-Данченко удалось записать объяснение саамов, кто такая “''’Поселение саамов. 2,4Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках. С. 8-9. 235Ермолов А. О саамских сказках. С. 8. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz