Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.
Устное народное творчество российских саамов к этой группе фольклорных текстов. Они есть во всех сбор никах саамских сказок. В древности саамы вели кочевой образ жизни, жили разрозненно, небольшими погостами" на большой терри тории Кольского края, богатства которого не давали покоя соседним народам. Долгое время (с IX века) саамы были двоеданниками, т.е. платили дань новгородским и норвеж ским сборщикам налогов. Враги откровенно грабили саамов, разоряли их погосты, убивали саамских мужчин, уводили в плен женщин. Саамам приходилось покидать селения, ухо дить в глушь, прятаться в землянках. Эту эпоху саамы назы вали «подземной войной» и разделяли этот период на три «нагона»: «первый - столкновения с норманнами, первый крестовый поход 1157; второй - 1240-1326 годы, время шведских войн с Новгородом, крестовые походы, «Ледовое побоище», поход Александра Невского в Поморье и далее на север, заключение Ореховецкого договора», третий «нагон» - «московский период, крещение саамов в 1526 году, похо ды и набеги отрядов датского короля и царских сборщиков 234 дани» . Сохранились саамские саги о каждом «нагоне»: сказ о старце Няле относится к первому нагону, ко второму - сага о Лаурикадже, к третьему - сага «Красивая Катрин». Своих врагов саамы называли шведами, немцами, фин нами, панами или шишами, чудью. Обычно в сказаниях на шествия чуди связаны с выдумкой, колдовством, поэтому и ее побеждают саамы с помощью колдовства235. В.И. Немирови чу-Данченко удалось записать объяснение саамов, кто такая “''’Поселение саамов. 2,4Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках. С. 8-9. 235Ермолов А. О саамских сказках. С. 8. 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz