Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов ненным у Лопарей; тогда как, по признанию самого г. Хару- зина, «мы не встречаем преданий, свидетельствующих о 229 г» происхождении сеидов из могильных памятников» . Веро­ вания в происхождение сейдов вследствие окаменения ной- дов Визе объясняет анимистическим мировоззрением ко- 230 ренного народа . Чары саамских колдунов пугали викингов, занимали воображение неспокойных за свою судьбу государей и вос­ хищали путешественников. Но и в пределах самой Лаплан­ дии славой наиболее могущественных чародеев пользова­ лись саамы Кольского полуострова. В каждом селении было 5-7 человек обоего пола, которые «умели колдовать», так же как умеют хорошо стрелять, ловить рыбу или изготавливать прочную керёжу. Саамские колдуны, по данным фольклора, обычные люди, живущие теми же интересами, что и осталь­ ные. Они не молятся, не кланяются каким-либо существам или духам, не изнуряют себя постом, имеют жен и детей, - словом, внешне ничем не выделяются из окружающей сре­ ды. Они умеют колдовать так же хорошо, как умеют стре­ лять, ловить рыбу или изготовлять прочную кережу231. Кол­ довство было обычным делом и никого не удивляло, по­ скольку колдовству мог научиться любой, «если его по дружбе научат или хитростью выведает приемы»232. Средний мир населяли люди, поэтому героические и исторические сказания саамов о нашествии врагов относятся 229Соловьев Вл. О первобытном язычестве // Северные просторы, 1991. № 1.С. 24. "30Визе В.Ю. Лопарские сейды // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 10. С. 458-459. 23|Саамские санки в виде лодки. 212Волков Н.Н. Российские саамы. С. 72-73. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz