Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов Сейта лопарь представляет как существо невидимое, но имеющее чудное свойство превращаться в живое существо, например, птицу, зверя, рыбу и прочее. Он живёт, по их мне­ нию, жизнью лопаря: водит оленей, держит собак, строит ве­ жи, карбаса, керёжи и т.д. По мнению лопарей, сейт вступает в брак, родится и умирает. Каждый камень, каждая скала, особенно причудливой формы в виде вежи, шалаша или фи­ гуры человека, могут претендовать в глазах суеверного лопа­ ря на обитание сейтом219. В сказках Кольского полуострова к сейдам обращались за помощью при нападении врагов. Отдельный цикл саамских сказок посвящен саамскому колдуну, шаману - нойду: «Максим и нойда», «Сказка о нойде, проводнике оленей», «Шурнойда», «Легенда», «Ай- новы острова». Нойд совмещал в себе сразу несколько функций: жре- 2‘1С) ца, знахаря, колдуна, ворожея“ . Саамские шаманы (нойды) «были известны как повелители погоды, властители бурь, врачеватели больных, а особенно славились как хорошие 221 предсказатели судьбы» " , пользовались славой могущест­ венных чародеев далеко за пределами Лапландии222. В 1584 г. Иван Грозный призывает лопарских колдунов для объясне­ ния появившейся в то время кометы. После убийства Лже- дмитрия I стали ходить слухи, что земля не принимает его тела, и некоторые утверждали, что Гришка - колдун, вы­ учившийся этому искусству у Лаппонцев: «когда они дадут 2|ЧЯщенко А. Несколько слов о Русской Лапландии. С. 23-24. " '’Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов... С. 335. “ 'Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 14. 222Волков Н.Н. Российские саамы. С. 72. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz