Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов жертвенной кровью. Если сейда не кормить, он умрет, он потеряет власть приносить людям добро или зло и не будет в состоянии помогать своим сородичам и причинять вред их врагам. Лопарь поклонялся и первому встречному камню, в котором ему мерещился чужой сейд. Самый могуществен­ ный из сейдов был Стурро-Пасе —Сторьюнкаре; это был сейд из сейдов, и ему посвящался не какой-нибудь отдель- 215 ныи камень, но многие камни» . ГТо мнению исследователей, в поклонении сейдам у саамов проявляются две линии верований. С одной стороны, этот культ связан с поклонением предкам (сейды антропо­ морфного вида), с другой - сейды рассматриваются как по­ кровители промыслов (охоты, рыболовства). Эти последние сейды представляют собой обычные камни или сложенные из камней пирамиды. Сейды могли быть предметом семей­ ного или родового культа, а иногда и культа целого селения. Культ священных камней был распространён почти по всей тундровой зоне Евразии. Он отмечен у ненцев, нганасан, эвенков, северных якутов-оленеводов, юкагиров, коряков, Л | / - чукчей, камчадалов" . Считалось, что сейды могут перелетать с места на ме­ сто, поэтому их ещё называли «летучие камни»217. По убеж­ дениям саамов, «всё на свете живёт», в каждой вещи есть жи­ вое: в воде —водяной, в реке, в каждом дереве, в лесу —свой хозяин; так и в камне есть живое: недаром и камни летают218. "15Дурылин С. За полуденным солнцем. С. 62. 216Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 265. " Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов... С. 312. 2|8Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 37. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz