Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов части тела, оставался в натуральном виде. Относительно по­ хожести сейдов на людей или животных существовало раз- ное мнение . Каменные сейды были в большем почете, чем деревянные. Одни сейды почитались всей деревней, другие - только отдельными лицами. Место для сейда выбирали в зависимости от места, где проживали: горные лопари - на высоких скалах, рыболовы - у озер, водопадов, на островах, т.е. вблизи воды. Вокруг сейда место было священным, по­ этому его называли passe. На одном месте могло стоять не­ сколько сейдов - семья богов214. С. Дурылин отмечал: «Вера в сейдов еще до сих пор не исчезла у лопарей. Сейд (или сейде, сейте, сайво) значит по-лопски - священный камень и покойник, ум ерш ий . В ста­ рину лопари верили, что покойник превращается в камень, а камень обращается в духа, хотя в то же время и камень оста­ ется камнем, и покойник - покойником. Почитая покойни­ ков, умерших родичей, веря, что они живут, как стихийные духи, лопарь почитал и священный камень, в который по­ койник превратился - сейд или сайво. Камни были разсеяны всюду, так как у лопарей не было определенных кладбищ или курганов для погребения. Около этих камней приноси­ лись жертвы в честь усопшего. Лопари, промышлявшие рыбной ловлей, мазали сейдов рыбьим жиром, испрашивая себе у сейда счастливой ловли. Охотники приносили в жерт­ ву сейдам оленя. Если сейд стоял высоко на горе, достаточ­ но было бросить в его сторону простой камень, обмазанный 2|3См. об этом: Дергачев Н. Русская Лапландия Архангельск: Типо­ графия Губернскаго Правления, 1877. С. 30. 214Там же. С. 30-31. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz