Бакула, В. Б. Устное народное творчество российских саамов : пособие к курсу «Литературное краеведение» : учебное пособие / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Ставрополь : Логос, 2019. - 221 с.

Устное народное творчество российских саамов Сказки о медведе включены во все сборники саамских сказок, иногда медведь действует под именем Тала, Талуш­ ка, он медведь-оборотень, скорее плутоватый, чем страш­ ный, чаще его побеждают, чем он приносит зло. В сказках медведю приписывались качества человека: он мог женить­ ся, иметь оленей. Человек, по поверьям саамов, мог по сво­ ему желанию превратиться в медведя. Д.Н. Островский за­ писал сказку о том, как бедность заставляет саама оборачи- 212 ваться на зиму в медведя . К среднему миру относится сейд - священный камень саамов, которому посвящено множество сказок в различных сборниках. Культ сейдов был отражением фетишизма в воз­ зрениях саамов. С одной стороны, этот культ связан с покло­ нением предкам (сейды антропоморфного вида), с другой - сейды рассматриваются как покровители промыслов (охоты, рыболовства). По поверьям саамов, сейдом становился нойд после смерти. С сейдом связан один из распространенных мотивов саамского фольклора - мотив окаменения. Окаме­ невать могли люди, предметы, животные. Легенды и сказки о сейдах записали В.И. Немирович-Данченко, В.Ю. Визе, В.К. Алымов, О.А. Комарецкая, они представлены во всех сборниках саамских сказок. Сейды у Лопарей были разного рода, обыкновенно же, по различию материала, из которого их делали, разделялись на деревянных и каменных. Деревянные сейды, по большей части, состояли из обрубка дерева с корнями, обращенными вверх или вниз. Корни обрезывали так, чтобы они получали вид человеческой головы; ствол же, представлявший другие :|:2Ермолов А. О саамских сказках. С. 8. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz